Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
20.01.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗВЕНЧАНИЕ ЛИДЕРОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЕЛАРУСИ©

Одним из главных событий мировой экономики на прошлой неделе стало сообщение рейтингового агентства Standard & Poor’s о понижении суверенных кредитных рейтингов девяти из 16 стран еврозоны. Этот шаг открывает новый этап в истории глобальных рынков капитала и непосредственно скажется на инвестиционных процессах не только ЕС, но и развивающихся стран, включая Беларусь.

Одним из главных событий мировой экономики на прошлой неделе стало сообщение рейтингового агентства Standard & Poor’s о понижении суверенных кредитных рейтингов девяти из 16 стран еврозоны. Этот шаг открывает новый этап в истории глобальных рынков капитала и непосредственно скажется на инвестиционных процессах не только ЕС, но и развивающихся стран, включая Беларусь.

Итак, долгосрочные рейтинги Кипра, Италии, Португалии и Испании понижены на две ступени, Австрии, Франции, Мальты, Словакии и Словении — на одну, Бельгии, Эстонии, Финляндии, Германии, Ирландии, Люксембурга и Нидерландов подтверждены. Прогноз по долгосрочным рейтингам Германии и Словакии определен как «Стабильный», а для остальных — «Негативный».

В S&P объясняют свое решение недостаточностью мер, принимаемых европейскими политиками для решения системных проблем, возникающих в еврозоне: ухудшения условий кредитования, повышения премии за риск все большего числа эмитентов из еврозоны; попыток органов власти и домохозяйств сократить использование заемных средств; ухудшения перспектив экономического роста и продолжения споров между европейскими политиками о мерах по преодолению возникших трудностей.

Результаты состоявшегося 9.12.2011 г. саммита ЕС, а также последующие заявления политических деятелей не позволяют, по мнению S&P, надеяться на скорое решение финансовых проблем еврозоны. Лидеры ЕС видят причину кризиса лишь в расточительной политике «периферийных» стран еврозоны. Но аналитики S&P считают, что нельзя игнорировать и растущую несбалансированность внешних показателей, рост расхождений в уровнях конкурентоспособности между «основными» и «периферийными» странами еврозоны. При этом в агентстве уверены: одной жесткой бюджетной экономии недостаточно, т.к. сокращение внутреннего спроса, вызванное озабоченностью потребителей по поводу сохранения работы и располагаемых доходов, может негативно повлиять на налоговые поступления той или иной страны.

Поэтому S&P изменило оценку политического риска (один из пяти основных компонентов анализа) для стран еврозоны, ранее имевших рейтинги двух самых высоких категорий. Это решение отражает мнение агентства о том, что эффективность, стабильность и предсказуемость политики и политических институтов ЕС не отвечают требованиям текущего момента, учитывая серьезность финансового кризиса в еврозоне, который расширяется и углубляется.

Понижение рейтингов некоторых стран определяется оценкой не только политических мер по преодолению кризиса, но и внешних рисков. Например, в S&P считают, что риск сохранения повышенной стоимости рефинансирования для некоторых стран увеличивается, что существует угроза еще большего снижения доступности кредитов и замедления экономического роста, а также сохранения неблагоприятных условий привлечения финансирования. Это ухудшило оценку для тех стран, которые, по мнению S&P, в большей степени подвержены угрозе экономического спада и риску ухудшения условий финансирования, например, в связи с их повышенными потребностями в привлечении средств из-за границы.

В агентстве отмечают, что действия европейских органов денежно-кредитного регулирования помогли предотвратить кризис доверия рынка. Так, снижение Европейским центробанком залоговых требований позволило использовать постоянно растущий пул активов в качестве обеспечения для ссудных операций ЕЦБ. Кроме того, ЕЦБ снизил фиксированную ставку по своей основной операции рефинансирования до исторического минимума — 1%, провел беспрецедентные операции РЕПО с банками, что существенно сократило их потребности в краткосрочном фондировании.

Но если 7 стран еврозоны остаются наиболее устойчивыми к неблагоприятным внешним воздействиям благодаря относительно неплохому состоянию внешних показателей и меньшему уровню долговой нагрузки в государственном и частном секторах экономики, то для стран, рейтинги которых имеют «Негативный» прогноз, сохраняется риск снижения кредитоспособности. В случае дальнейшего ухудшения бюджетной ситуации вследствие углубления макроэкономической рецессии и роста недоверия инвесторов к долговым обязательствам финансово-экономический кризис может оказаться серьезнее, чем его считают сегодня. При этом уровни стресса в европейской банковской системе могут вырасти, создавая дополнительную нагрузку на бюджеты стран еврозоны, связанную с различными программами по урегулированию долгов и рекапитализации банков. Кроме того, существует риск нарастания т.н. усталости от реформ (особенно в странах, переживших глубокую рецессию и пока лишенных перспективы быстрого экономического роста), что в конечном счете может повлечь увеличение политического риска, отмечают в S&P. Поэтому все зависит от эффективности реализации программы антикризисных мер.

Согласно базовому сценарию S&P, экономика еврозоны в 2012–2013 гг. вырастет лишь на 0,2% и 1% соответственно. В I полугодии 2012 г. ожидается сравнительно мягкая рецессия. Вероятность более негативного сценария — глубокой и продолжительной рецессии с 1,5-процентным спадом — оценивается в 40%. Не исключены и еще более худшие варианты — если странам еврозоны не удастся выполнить свои бюджетные планы. При этом отдельные факторы могут замедлить проведение реформ, еще более понизив уровень доверия и углубив рецессию на фоне сокращающихся объемов финансирования и кредитования, а также усиления тенденций сберегательного поведения в частном секторе.

Решение S&P весьма не понравилось руководству ЕС. Представитель Еврокомиссии Оливье Балли назвал его несвоевременным и необоснованным шагом, а некоторые выводы, содержащиеся в заявлении агентства, — полностью противоречащими реальному положению дел.

Между тем действия S&P лишь сигнализируют о процессах, уже замеченных инвесторами. Не приходится отрицать, что долги и бюджетные дефициты развитых стран превысили границы, еще недавно считавшиеся разумными, и угроза дефолта для некоторых из них сегодня вполне реальна. Однако даже теперь кредитные рейтинги стран еврозоны (кроме Португалии, Кипра и Греции, вышедших на неинвестиционный уровень) остаются сравнительно высокими. Неудивительно, что испанские, итальянские и французские бонды «на ура» разбираются инвесторами из Китая, Саудовской Аравии, Японии и других стран: доходность этих бумаг стала более привлекательной, а риски еще выглядят вполне приемлемыми.

Снижение рейтингов сигнализирует начало передела инвестиционных потоков. С одной стороны, в 2012 г. в еврозоне будет проходить массированное сокращение кредитных портфелей и пассивов банками, которым не приходится рассчитывать на господдержку. С другой — европейский бизнес и домохозяйства существенно сократят свои заимствования. Поэтому банки будут меньше кредитовать бизнес и покупать долгосрочные суверенные бонды стран еврозоны в основном за счет кредитов ЕЦБ и специально созданного для этого фонда EFSF. Одновременно капитал из ряда банков еврозоны переместится в США. Как ни парадоксально, обремененные многомиллиардными долгами, развитые страны оказались «пылесосом», втягивающим в себя большую часть мировой ликвидности на фоне всеобщей «потери аппетита к риску».

На этой карте «белым пятном» окажутся развивающиеся страны, еще недавно казавшиеся серьезной альтернативой для мировых финансовых потоков. Отток капитала кое-где уже стал заметен — например, из РФ в 2011 г. «уплыло» более 84 млрд. USD. Ведь если рейтинги (а следовательно, и риски) США и стран ЕС сместились вниз, то в новой шкале ценностей риски инвестиций в страны с формирующимся рынком оказываются у границы допустимости, а у некоторых — за ее чертой. К сожалению, в их числе скорее всего окажется и Беларусь, где разговоры о повышении инвестиционной привлекательности не слишком совпадают с итоговыми показателями. Придется забыть об аргументах вроде «в мире так много денег, что и нам перепадет»: денег-то действительно много, а напечатают их (в СКВ) еще больше. Но в ближайшие 1–2 года у них будут иные точки притяжения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений