Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
14.09.2010 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗЛИЧИЯ УЙДУТ, УЧЕТ ОСТАНЕТСЯ

В Беларуси планы реформирования белорусского бухучета именуют по-разному. То «переход к Международным стандартам финансовой отчетности», то «сближение с МСФО» с сохранением особенностей национального законодательства. Возможен ли вообще у нас переход на МСФО, и каким он будет?

В Беларуси планы реформирования белорусского бухучета именуют по-разному. То «переход к Международным стандартам финансовой отчетности», то «сближение с МСФО» с сохранением особенностей национального законодательства. Возможен ли вообще у нас переход на МСФО, и каким он будет? Эти вопросы мы решили обсудить с управляющим партнером компании Ernst & Young по Беларуси Павлом ЛАЩЕНКО.

— Павел Анатольевич, так ли уж необходимы в нашей стране Международные стандарты финансовой отчетности?

— Да, МСФО признаны во всем мире как эффективный инструмент для предоставления прозрачной и адекватной информации о деятельности компаний. Инициировать поток инвестиций в нашу страну удастся только тогда, когда инвесторы будут уверены в том, что полученная финансовая информация стандартизирована и пригодна для принятия решений. Все согласятся с тем, что сегодня отчетность, составленная по национальным стандартам, не предоставляет достоверной, пригодной для принятия решений инвесторами информации и используется исключительно для составления статотчетности. Сближение с МСФО — это давно назревшая необходимость, открывающая новые возможности как бизнесу, так и государству.

— Будет ли эффективным «сближение с МСФО», если осуществлять его избирательно: эти методы и принципы берем, а эти — нет, потому как они противоречат нашему законодательству или еще по какой-нибудь причине?

— Если посмотреть на мировые тенденции, то можно отметить, что сегодня абсолютное большинство стран уже применяет или начинает применять МСФО как путем прямого их внедрения, так и за счет конвергенции (сближения) требований международных и национальных стандартов. Мне кажется, что путь, избранный сегодня нашими законодателями, является оптимальным, менее затратным и болезненным. Это постепенное изменение законодательства и приведение его в соответствие с основными принципами МСФО. Сейчас готовятся изменения в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Проект закона вводит основополагающие принципы, прописанные в МСФО, на которых будет базироваться бухгалтерский учет: принцип начисления, непрерывности, преобладания содержания над формой, соответствия доходов и расходов. Проект закона раскрывает основные качественные характеристики отчетности, подчеркивая важность профессионального суждения, вводит обязательность составления отчетности по МСФО для общественно значимых компаний. Если закон будет принят, то это будет означать выход отечественного бухучета на качественно новый уровень. Следующим шагом, полагаю, станет разработка национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО. Таким образом, различия между белорусским учетом и международными стандартами постепенно исчезнут. Это довольно долгий процесс, но на то, чтобы подготовить изменения, причем не только в бухучете, но и в смежных сферах государственного регулирования — налогообложении, ценообразовании, статистике, корпоративных отношениях, нужно время.

— Когда-то идея перехода на МСФО вызывала определенный энтузиазм у бухгалтеров и аудиторов. Сегодня его (энтузиазма), похоже, гораздо меньше. Чем это объяснить?

— Вероятно, по мере знакомства с МСФО появляется понимание того, что дело это непростое, а быть может международные стандарты в чем-то даже сложнее отечественных. К тому же затянувшийся процесс реформирования бухучета не стимулирует интерес бухгалтеров.

— Некоторые специалисты вообще весьма критически настроены в отношении МСФО. По их мнению, эти стандарты отнюдь не так хороши, как казалось ранее. Сложны и непонятны, достоверности не обеспечивают, о рисках не предупреждают, кризисы не предотвращают...

— На мой взгляд, МСФО вряд ли сложнее нашего бухгалтерского и налогового законодательства. Было бы желание изучить, благо литературы на эту тему довольно много. К сожалению, отечественные высшие учебные заведения в настоящее время по-прежнему не могут обеспечить должную подготовку квалифицированных специалистов в этой области, включая даже преподавание базового курса по МСФО. Однако в республике есть курсы, в т.ч. для подготовки к получению международного сертификата в области МСФО. Тексты самих стандартов на русском языке также есть на сайте www.iasb.org в свободном доступе. Сложнее с желанием составлять и принимать достоверную финансовую отчетность.

Многие ли менеджеры у нас, да и за рубежом, внимают предупреждениям бухгалтеров, что денег не хватает, сделки сулят больше риска, чем прибыли? Но когда на стол руководителя ложится отчет с «некрасивыми» финансовыми результатами, начинается прессинг: все не так, выручки и прибыли должно быть больше, а затрат меньше! Это не бухгалтеры обманывают руководство, а оно само желает обманываться, чтобы, в свою очередь, любой ценой итоги их управления выглядели прилично в глазах инвесторов и вышестоящего начальства. Ведь не бухгалтеры заставляли банкиров выдавать необеспеченные кредиты неплатежеспособным заемщикам, придумывали схемы хеджирования рисков еще более рисковыми инструментами, не они принимали законы, допускающие и стимулирующие такие действия. Не бухгалтеры советовали занимать деньги тем, кто заведомо был не в состоянии их вернуть. Когда же потребление не по карману достигло критических размеров и привело к кризису, крайними тут же объявили тех, кто констатирует неприятные факты, — как в древности цари казнили вестников несчастья.

— В прошлом году в адрес разработчика стандартов — Совета по МСФО (IASB) было высказано немало претензий: в отрыве от реальной жизни, запутанности и трудности применения стандартов на практике. Насколько обоснованны эти претензии и как на них отреагировал IASB?

— Если отсортировать здесь эмоции, то картина выглядит так: мы ваших стандартов не знали или сознательно их нарушали, но виноваты все равно вы.

Действительно, во время роста на рынках банки и иные компании отражали в своих балансах переоценку финансовых активов, исходя из различных критериев применения рыночных цен. Но при их падении держателям данных активов приходится признавать их уценку, что существенно влияет на финансовые результаты и капитализацию компаний. Бухгалтеры в основном добросовестно фиксировали в учете и отчетности эти события. Вряд ли было бы лучше, если бы такие факты скрывались от инвесторов.

Разумеется, если использовать историческую стоимость и признание дохода только после его фактического получения (cash-based), учет выглядел бы проще. Но, думаю, тогда бухгалтерская отчетность окажется далеко не столь информативной для пользователей, как сегодня.

— Тем не менее, множество нареканий вызывает существующая в МСФО концепция «справедливой стоимости». Иные полагают, что она чуть ли не привела к мировому кризису 2008–2009 г.г. Вот если бы банки не производили обесценение своих активов, не увеличивали убытки через создание резервов, — не было бы такой паники на фондовых рынках и все бы обошлось...

— Сама по себе концепция ни при чем. Но применять ее на практике действительно непросто прежде всего из-за сложности оценки ситуации на рынке. Но никуда не деться от того факта, что одни и те же активы в разное время при различных обстоятельствах имеют разную стоимость. И если задача бухучета — представить достоверную информацию об имущественном и финансовом положении компании, то активы в балансе должны отражаться по реальной стоимости — насколько она может быть достоверно определена. Если рынки растут, растет и денежная оценка активов, а следовательно, и капитал их владельцев. Но если собственник узнает, что актив дешевеет, то естественно он стремится от него побыстрее избавиться. К сожалению, рост вызывает эйфорию, уверенность, что так будет всегда, а потому можно больше тратить. Отсюда чрезмерные бонусы инвестбанкиров, за которые их сегодня упрекают.

Почему-то мало кому приходит в голову, что если компания не признается в своих убытках, в т.ч. в связи с обесценением активов, то она попросту обманывает инвесторов. А если банк не создает адекватных резервов, это ставит под угрозу деньги, принадлежащие вкладчикам.

Поэтому концепция справедливой стоимости по-прежнему остается одной из основ МСФО. При этом постоянно совершенствуется методология ее применения. Например, в новом стандарте IFRS 9 «Финансовые инструменты» уточнены случаи, когда финансовые инструменты оцениваются по справедливой стоимости, а когда по амортизированной. А недавно Совет по МСФО представил общественности на своем сайте проект будущего стандарта по справедливой стоимости. Это пока даже не пробная версия — просто первые итоги совместной работы IASB и американского FASB. Окончательная версия стандарта, возможно, будет несколько иной.

— Наши бухгалтеры часто жалуются на изменчивость законодательства. И они весьма разочарованы, узнав, что МСФО также регулярно изменяются. В этом также видится дополнительная сложность, как сближаться с тем, что все время ускользает?

— К изменениям в собственном законодательстве мы давно привыкли. Значит, и к новшествам в МСФО как-нибудь приноровимся. Сделать это не столь уж сложно: проект каждого стандарта, интерпретации или рекомендаций предлагается сначала для всеобщего обсуждения на полгода-год, затем дорабатывается с учетом поступивших замечаний и лишь затем принимается. А в силу вступает обычно еще через год. Так что у всех есть время поучаствовать в создании МСФО, а затем привести национальные стандарты в соответствии с ними. Кстати, упомянутый IFRS 9, принятый 12 ноября 2009 г., вступает в силу вообще с 2013 г. Подчеркну, что в МСФО обобщается лучшая мировая методология и практика бухучета. Так что к ней стоит присмотреться.

— Не окажется ли, что почти любой шаг в сторону МСФО вызовет негативную реакцию? К примеру, многие недовольны изменением правил учета курсовых разниц: их немедленное признание в финансовом результате приводит к росту убытков. Что делать с подобными настроениями?

— Учиться. Большая часть подобных претензий обусловлена слабой подготовкой специалистов. Методология бухучета — особенно МСФО — основана на глубоком понимании экономического смысла фактов хозяйственной жизни предприятия, которые бухгалтеру необходимо беспристрастно и достоверно зафиксировать. И не стоит пытаться их вуалировать или приукрашивать с помощью неких бухгалтерских ухищрений. Пользы это никому не принесет.

— В вопросе сближения с МСФО «дурной пример» всем подают США: после долгих разговоров о конвергенции оказалось, что слияния c US GAAP нет и не предвидится. Зачем же тогда нам МСФО, если Америка его игнорирует?

— Да, вопрос объединения US GAAP и МСФО в последнее время несколько забуксовал. Но нужно понимать, что американские и международные стандарты построены на единых принципах и концепциях. Различий между ними куда меньше, чем с нашим законодательством в области бухгалтерского учета. К тому же американцы могут себе позволить такие различия: финансовый рынок США по-прежнему один из самых больших в мире и способен диктовать условия входа эмитентам и инвесторам, даже европейским. Поэтому страны, заинтересованные в привлечении и размещении внешних капиталов — Китай, Япония, Индия, Казахстан, страны арабского мира, вынуждены принимать эти правила. Замечу, что и Россия после долгих колебаний приняла закон, обязывающий компании составлять отчетность по МСФО.

Беларусь все больше нуждается в привлечении иностранного капитала. А потому выбирать переходить на МСФО или нет, уже не приходится — инвесторы попросту не дают денег под нашу отчетность. К тому же у нас постепенно продвигается приватизация, растет число акционерных обществ, объемы размещения ценных бумаг и их держателей, слияний и поглощений. А потому потребность в информации для инвесторов будет расти. По мере развития фондового рынка, появления на нем новых инструментов и операций требуются специфичные бухгалтерские операции. И если сегодня, скажем, расчет прибыли на акцию, консолидация и дробления акций и т.п. у нас в диковинку, завтра они станут правилом хорошего тона для современного бухгалтера. И чем изобретать свой велосипед, лучше воспользоваться готовым опытом.

Да, сегодня вряд ли большинству компаний в Беларуси интересен, скажем, IAS 19 «Вознаграждения работникам». Но когда состоится пенсионная реформа, появится потребность в таком раскрытии информации. А отсутствие аналогов стандартов IAS 40 «Инвестиционная недвижимость» или 41 «Сельское хозяйство» уже теперь существенно ухудшает возможности учета имущества, приносящего доход, и операций в АПК.

Некоторые правила МСФО пока блокируются ценовым или налоговым законодательством. Но уже сейчас очевидно, что оно нуждается в изменении — в интересах отечественного бизнеса и улучшения инвестиционного климата страны.

И если бухучет заранее подготовится к грядущим переменам в экономике, то в недалеком будущем бухгалтеры смогут принести больше пользы обществу.

Беседовал Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений