Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
10.03.2015 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАВНОВЕСИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕЙ©

На XVI Ассамблее деловых кругов, состоявшейся 4 марта в Минске, был представлен проект очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси-2015 «Структурная модернизация бизнеса и власти». Представители бизнеса и власти вновь обменялись заверениями в необходимости конструктивного диалога. Правда, на сей раз многие из выступавших со стороны делового сообщества выражали разочарование в его результатах.

и лояльного поведения

На XVI Ассамблее деловых кругов, состоявшейся 4 марта в Минске, был представлен проект очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси-2015 «Структурная модернизация бизнеса и власти». Представители бизнеса и власти вновь обменялись заверениями в необходимости конструктивного диалога. Правда, на сей раз многие из выступавших со стороны делового сообщества выражали разочарование в его результатах.

Благодарственные слова в адрес правительства за ведение диалога с бизнесом явно диссонируют с оценками результатов этого сотрудничества. Предприниматели все чаще убеждаются, что власти к их мнению не прислушиваются, а многие нормы Директивы № 4 оказались лишь декларативными или исполняются формально. В этом легко убедиться, сопоставляя содержание проекта Национальной платформы бизнеса-2015 (НПБ-2015) с предыдущими платформами. Среди 85 предложений, направленных на создание условий, благоприятных для развития бизнеса, и стабилизацию экономики, включенных в проект НПБ-2015, большинство уже не раз звучали ранее, а иные даже были записаны в разнообразные правительственные программы и концепции. Так, из года в год звучат призывы к реформированию делового климата, добросовестной конкуренции, эффективной дебюрократизации, снижению налоговой нагрузки и административных барьеров, честной приватизации, ответственному партнерству между государством и бизнесом. Корректируются лишь детали — по мере изменения макроэкономической ситуации. С ее обострением тон платформ становится чуть резче. Так, авторы НПБ-2015 отмечают, что в прошлом и начале текущего года белорусский бизнес стал заложником чрезвычайно сложных внешних обстоятельств и противоречивых действий госорганов. Непоследовательные шаги навстречу бизнесу не смогли нейтрализовать финансовый и валютный удар в конце 2014 г., а игнорирование мнения бизнес-сообщества по ключевым вопросам макроэкономической политики и делового климата привело к углублению кризиса доверия между бизнесом и властью. Экономическая политика формировалась без учета явных сигналов об угрозах и рисках как с внешних рынков, так и со стороны отечественных производителей товаров и услуг. Необходимая корректировка структурной и промышленной политики не проводилась. Серьезные вызовы для предпринимательства, возникшие в начале 2014 г., превратились в его конце в реальные угрозы. Доступ к заемному капиталу и инвестиционным ресурсам на условиях мирового рынка не обеспечен. Дискриминационные практики со стороны государственных организаций и монополистов продолжаются. Вступление Беларуси в Евразийский экономический союз сопровождалось резким ухудшением условий торговли с Россией. Интеграция пока не принесла Беларуси свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Значительные ценовые дисбалансы в условиях отсутствия границ привели к притоку потребительских товаров из РФ на белорусский рынок, что негативное повлияло на спрос в легальной розничной торговле. Теперь торможение процесса создания конкурентных институтов развития и роста грозит стране ежегодными потерями не только 3–5% ВВП, но и разрушением сложных производственных цепочек и кластеров, которыми традиционно сильна наша страна, утверждают авторы НПБ-2015.

Выход видится в тех же реформах, которым посвящены 8 предыдущих платформ. Ликвидация неравенства условий хозяйствования для частных и государственных компаний, доступность кредитных и материальных ресурсов, передача в частные руки неэффективно используемого госимущества — сколько раз можно повторять? К сожалению, новшеством НПБ-2015 можно считать лишь констатацию ухудшения бизнес-климата из-за очередного кризиса, а также усиления государственного регулирования в сфере ценообразования, розничной торговли и налогообложения.

Утешить собравшихся попыталась заместитель министра экономики Ирина Костевич. По ее словам, предпринимательство остается ключевым двигателем экономического роста Беларуси. В настоящее время Минэкономики при поддержке Всемирного банка разрабатывает стратегию развития малого и среднего бизнеса, в которой на основе лучшего мирового опыта будут приниматься меры по либерализации экономических отношений в стране. В свою очередь, заместитель министра торговли Ирина Наркевич напомнила бизнесменам, что они сами не без греха — предписания законодательства нарушают, сроки годности продуктов и расчетов с поставщиками не соблюдают. А потому нечего пенять на проверки и санкции, применяемые за выявленные нарушения.

НЕ СТОИТ предпринимателям в ближайшем будущем рассчитывать и на существенное снижение налогового бремени. На мой взгляд, это — едва ли не самое слабое место в НПБ-2015. Ее авторы исходили из весьма спорного тезиса о том, что в период кризиса нельзя повышать фискальную нагрузку. Однако мировая практика последних лет иная — в условиях дефицита бюджета многие правительства вынуждены были повышать налоги. К примеру, в 2007–2013 гг. из 34 стран — членов ОЭСР в 19 понижались ставки налога на прибыль, в 6 — увеличились. А вот ставку НДС повысили 18 стран, 15 — понизили. Еще резче были шаги, предпринятые в некоторых странах, по увеличению налогов на доходы и имущество наиболее состоятельных граждан, а также на финансовые операции. Еще более масштабной стала на Западе кампания по борьбе с налоговыми уклонистами. Поэтому бесполезно призывать к отмене введенных в текущем году в отечественном законодательстве норм, направленных на предотвращение минимизации налогов с помощью трансфертных цен, «тонкой капитализации», ИП-управляющих и т.п. Напротив, скорее такие нормы в дальнейшем будут ужесточаться — по примеру ОЭСР, где с декабря 2014 г. реализуется масштабный проект по предотвращению «размывания» налоговой базы и манипуляций с прибылью (BEPS). По сравнению с некоторыми из рекомендованных там методов нормы нашего НК покажутся, пожалуй, весьма либеральными. Правда, авторы НПБ-2015 заверяют, что снижение налогового бремени приведет к росту ВВП. Но пока приходится признать, что подобные обещания не привели к ожидавшемуся результату после широкого внедрения упрощенной системы налогообложения. Вместо наращивания производства и создания рабочих мест предприниматели гораздо больше увлекались минимизацией налогов и повышением личного благосостояния. Впрочем, винить их за это не приходится. Такое поведение неизбежно, если нет твердых гарантий, что пакет послаблений — «всерьез и надолго», а полученные доходы и собственность не подвергнутся посягательствам со стороны государства.

ПЛАТФОРМА позиционируется ее создателями как инструмент, посредством которого национальный бизнес утверждает свою конструктивную позицию по созданию конкурентных экономических институтов, формулирует конкретные предложения по улучшению делового климата, сигнализирует властям о своих проблемах и потребностях. Однако реальность выглядит несколько скромнее. К примеру, по данным организаторов, в Ассамблее участвовало 235 учредителей и руководителей частных предприятий, в т.ч. представители от 52 республиканских, региональных, отраслевых бизнес-объединений. Но если перед началом заседания в конгресс-холле отеля «Виктория» яблоку негде было упасть, то через час ряды существенно поредели, а к концу мероприятия осталось менее половины. Видимо, помимо дефицита доверия, не хватает и других факторов — от времени на обсуждения актуальных проблем до единства в отстаивании своих интересов. На это обратила внимание исполнительный директор БСПН им. М.Кунявского Жанна Тарасевич, упомянув, что в республике только около 10% бизнесменов объединено в деловые союзы. Такой цифры достаточно для статистических исследований, но явно мало, чтобы бизнес-союзы могли с полным правом говорить от имени делового сообщества и активно влиять на решения властей. Возможно, именно в столь слабой массовости кроется неэффективность диалога, который согласно опросу «Индекс делового оптимизма» неудовлетворительным считают 4/5 предпринимателей. Ведь после разнообразных открытых слушаний и закрытых заседаний принимаются решения, которые часто не только не учитывают мнение переговорщиков от бизнеса, но прямо противоположны им. Ярким примером тому является Указ от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость», принятый после заверений чиновников о том, что механизм, предусмотренный в прошлом году Указом № 361, продлеваться не будет, и негативных отзывов бизнес-союзов по проекту. Но как только государству в очередной раз понадобились деньги, диалог на эту тему закончился.

Традиционно многие выступления сопровождаются призывами не раскачивать лодку, в которой мы все сидим. Такой консенсус исключает перераспределение обязанностей, пайков и изменение курса, тем более что у одних нет желания что-либо менять, а у других — возможностей для этого. Поэтому внутри лодки все будет балансироваться по-прежнему, без резких движений. Остается договориться с волнами и ветром…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений