$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бюджет

Расходы догоняют доходы: изучаем бюджет на 2018 год

12.01.2018

Доходы и расходы государственного бюджета в 2018 году должны вырасти значительно выше прогнозируемого уровня инфляции. Но при этом расходы на социальную политику и национальную экономику сократятся, а на правоохранительную и общегосударственную деятельность – увеличатся. «Экономическая газета» сравнила Закон о республиканском бюджете на 2018 год с аналогичным прошлогодним законодательным актом и пришла к легко предсказуемым выводам.

По мнению Минфина, рост экономики на 3,4% позволит увеличить доходы госбюджета на 12,3% по сравнению с уровнем 2017 г., до 20,48 млрд. BYN, а расходы – на 18%, до 19,75 млрд. Получается, что профицит бюджета ожидается в два раза меньший, в размере 0,73 млрд. BYN.

В структуре доходов вес налоговых поступлений (15,946 млрд.) вырастет до 77,8% – с 76,7% годом ранее. Ожидается, что НДС принесет в бюджет 7,597 млрд. BYN (+16,7%), налоги от ВЭД – 3,569 млрд. (+12,9%), акцизы – 2,466 млрд. (+8,7%), вывозные таможенные пошлины – 2,290 млрд. (+5,9%). С целью адаптации к инфляционным процессам ставки налогов, установленных в белорусских рублях, проиндексированы на 7,4%.

Предположение об улучшении финансового состояния предприятий позволило спрогнозировать рост налогов на доходы и прибыль на 30,2%, до 1,197 млрд. BYN.

Примечательно, что объем неналоговых поступлений в бюджет в наступившем году должен сократиться на 13,3%, до 2,340 млрд. BYN. Ожидается, что доходы от использования госимущества вырастут на 16%, до 1,313 млрд. BYN, дивиденды по акциям госпредприятий – на 28,2%, до 1,059 млрд., доходы от деятельности, приносящей доходы, – на 4,6%, до 0,410 млрд., от реализации госимущества – на 42,3%, до 0,107 млрд. BYN. Поступления от штрафов должны сократиться на 2,2%, до 0,134 млрд.,  а от конфискованного имуще­ства – вырасти на те же 2,2%, до 80,6 млн. BYN.

Планируется, что безвозмездные поступления от иностранных государств в белорусский бюджет увеличатся почти в 4 раза, до 1,192 млрд. BYN.

Доходы целевых бюджетных фондов вырастут незначительно – на 8,4%, до 0,784 млрд. BYN, в т.ч. доходы республиканского инновационного фонда составят 0,120 млрд. (+29%), фонда национального развития – 0,101 млрд. (не изменятся), дорожного фонда – 0,561 млрд. (-5,9%) BYN.

В структуре расходов прежде всего существенно вырастет финансирование общегосударственной деятельности – на 36,6%, до 10,021 млрд. На эту статью приходится 50,7% всех затрат бюджета.

Обслуживание госдолга в этом году обойдется дороже лишь на 1,6% и потребует 2,537 млрд. BYN. При этом в связи с ростом внешнего госдолга платежи по его обслуживанию увеличатся по сравнению с 2017 г. на 224,6 млн. BYN и составят около 1 млрд. USD, что потребует расходов бюджета в размере 1,947 млрд. BYN.

В 2018 г. продолжится обслуживание кредитов Международного банка реконструкции и развития, Евразийского фонда стабилизации и развития, Северного инвестиционного бан­ка и ЕБРР, а также кредитов Правительства и банков РФ, США, банков Китая и облигаций РБ, размещенных на внешних финансовых рынках. Расходы по обслуживанию внутреннего госдолга уменьшатся на 184,3 млн. BYN к уровню 2017 г. и составят 589,7 млн. BYN.

Погашение госдолга составит 5,169 млрд. BYN, в т.ч. внешнего государственного – 4,346 млрд. BYN, внутреннего – 822,9 млн. BYN. При этом погашение долга в иностранной валюте составит 2,523 млрд. USD. На погашение государственного долга будут направлены: поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в сумме 991,4 млн. BYN (486,5 млн. USD); часть валютных остатков средств республиканского бюджета в сумме 1,732 млрд. BYN, образовавшихся от размещения в 2017 г. еврооблигаций (эквивалентно 850 млн. USD); средства от заимствований на внутреннем и внешних рынках в сумме 2,445 млрд. BYN (1,2 млрд. USD), в т.ч. за счет привлечения 7-го тран­ша кредита Евразийского фон­да стабилизации и развития – 200 млн. USD (407,6 млн. BYN), выпуска внутренних государственных облигаций – 400 млн. USD (815,1 млн. BYN), выпуска еврооблигаций Республики Беларусь – 600 млн. USD (1 222,7 млн. BYN). Платежи правительства в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внеш­них и внутренних кредитов в 2018 г. предусматриваются в общей сумме 550 млн. BYN. Объем поступлений от возврата средств по ранее исполненным гарантиям прогнозируется в сумме 178,9 млн. BYN.

Ощутимо возрастут расходы резервных фондов – в 7,6 раза, до 1,220 млрд. BYN. Это произойдет в основном за счет роста расходов Фонда Президента, которые составят 1,2 млрд. BYN.

Сопоставимы с этой суммой расходы на национальную оборону – 1,1 млрд., что на 19,5% больше прошлогоднего. В два раза будут выше расходы на правоохранительную деятельность – 2,121 млрд. BYN (+19,6%).

В то же время финансирование национальной экономики в этом году будет сокращено на 9,4%, до 2,473 млрд. BYN. При этом стимулирование сельского хозяйства из бюджета сократится на 28,9%, до 0,512 млрд., промышленности – на 5,4%, до 0,725 млрд., энергетики – на 13,8%, до 0,288 млрд. BYN. Больше повезло транспорту, который получит из бюджета больше на 48,9% (0,056 млрд. BYN).

Расходы на оказание господдержки предприятиям реального сектора (включая субъектов АПК) в виде возмещения (компенсации) процентов по кредитам банков в 2018 году определены с учетом норм Указа Президента от 23.03.2016 № 106 и прогнозируемого снижения ставки рефинансирования: общая сумма – 833,8 млн. BYN, или 79,5% к расходам в 2017 году. Эти деньги будут направлены на финансирование закупки современной техники и оборудования в соответствии с Указом Президента от 02.04.2015 № 146 (46,2 млн. BYN, или 121,5% к расходам 2017 г.); на поддержку экспорта в рамках указов Президента от 25.08.2006 № 534 и от 24.09.2009 № 466 (191,1 млн. BYN, или 116,5% к оценке 2017 г.).

Наибольшая доля в расходах на АПК (54,5%) приходится на компенсацию процентов по кредитам – 307,7 млн. BYN. На развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции предусмотрено 137,2 млн. BYN, или 97,6% к уровню 2017 года.

Расходы Республиканского дорожного фонда будут ниже на 2% и составят 0,594 млрд., в целом на дорожное хозяйство запланировано потратить 0,613 млрд. BYN. Поступление платы за проезд транспорта по платным дорогам с системой электронного сбора прогнозируется в сумме 196,8 млн. BYN, (+28,2% к уровню 2017 г.). Это связано со снижением размера выплат инвестору за создание ЕТС-Системы, предусмотренных инвестиционным договором между Республикой Беларусь и компанией «KapschTrafficCom AG» (Австрия), на 36,5 млн. BYN. Объем средств республиканского бюджета, направляемый на покрытие дефицита Республиканского дорожного фонда, запланирован в сумме 98,1 млн. BYN (+ 27,3%).

Государственная инвестиционная программа «похудеет» на 10% к уровню прошлого года, до 0,198 млрд. BYN. При этом средства этой программы будут направляться на погашение и обслуживание кредитов, выданных ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на строительство объектов к Европейским играм 2019 года, на финансирование строительства объектов инфраструктуры Белорусской АЭС, а также иных социально значимых объектов, возводимых по поручениям главы государства. 

Расходы ЖКХ будут профинансированы на 8,245 млн. BYN (+18,9%). Здравоохранение, скорее всего, даже не заметит роста ассигнований на 1,8%, до 0,895 млрд., финансирование образования будет еще меньшим – 0,877 млрд. BYN, а положительную динамику этой ста­тьи (+8,6%) все равно «съест» инфляция.

Направления социальной политики урезаны на 2,8%, помощь семьям, воспитывающим детей, – на 23,9%. Правда, за счет этого удалось увеличить пенсионное обеспечение на 16,1%, до 0,889 млрд. BYN.

Субсидии на строительство жилья предусмотрены в размере 45 млн. BYN. Финансовая помощь предпринимателям – в размере 4,8 млн. против 19,8 млн. BYN в прошлом году, т.е. она уменьшится почти в 4 раза. Наверное, именно так должны выглядеть усилия государства по развитию малого и среднего бизнеса.

Фонд оплаты труда и взносы на социальное страхование в бюджетном секторе составят 3,806 млрд. BYN, из них по работникам бюджетной сферы – 964,3 млн. BYN (+ 9,9% к уровню 2017 г.).

В этом году из средств рес­публиканского бюджета предусмотрена передача транс­фертов бюджету Фонда соцзащиты населения для обеспечения его сбалансированности на общую сумму 1,415 млрд. BYN – проблемы с этим фондом продолжают нарастать, несмотря на повышение пенсионного возраста в стране.

Субвенции на обеспечение занятости населения за счет средств Фонда соцзащиты населения составят 40,2 млн. BYN (111,6% к уровню 2017 г.).

Объем средств, передаваемых в местные бюджеты, в этом году достигнет 3,4 млрд. BYN (104% к уровню 2017 г.), в т.ч. дотации – 2,4 млрд. BYN (103,8%) субвенции – 1 млрд. BYN (104,4%).

С учетом реализации прав по повышению ставок налогов на собственность и получения налога на прибыль сверх уровня 2017 года Минфин ожидает, что доходы местных бюджетов в 2018 году составят около 16,5 млрд. BYN (+7,4%), а расходы – 16,6 млрд. BYN (+8,2%).

Подведем итог: доля расходов на социальную сферу и под­держку предпринимательства в бюджете нашей страны продолжает снижаться на фоне резкого увеличения затрат на общегосударственную деятельность. И пусть кто-нибудь попробует доказать, что это не так.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА