Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
14.03.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРУЖИНЫ И РЫЧАГИ ИНДЕКСОВ©

В первые два месяца текущего года инфляция идет с существенным опережением прогноза. Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2014 г. по сравнению с январем 2014 г. составил 102%, с декабрем 2013 г. — 103,6%. В частности, продовольственные товары подорожали за февраль на 1,8%, а с начала года — на 4,2%, непродовольственные — на 0,3% и 0,9% соответственно, услуги — на 6,3% и 7,9%.

В первые два месяца текущего года инфляция идет с существенным опережением прогноза. Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2014 г. по сравнению с январем 2014 г. составил 102%, с декабрем 2013 г. — 103,6%. В частности, продовольственные товары подорожали за февраль на 1,8%, а с начала года — на 4,2%, непродовольственные — на 0,3% и 0,9% соответственно, услуги — на 6,3% и 7,9%.

Среди непродовольственных товаров лидерами по росту цен являются медикаменты, подорожавшие с начала года на 2,2%, в т.ч. в феврале на 1,2%, и синтетические моющие средства — на 1,8% и 0,8% соответственно. По продовольствию позиций с растущими ценами гораздо больше. В частности, в феврале рыба и морепродукты пищевые подорожали на 2,6%, сыры — на 5,1%, масло животное — на 4%, молоко и молочные продукты — на 1,9%, мука пшеничная — на 2,3%, сахар — на 6,2%, картофель — на 5,8%, фрукты — на 1,7%. Благодаря повышению акцизов цены на алкогольные напитки выросли за 2 месяца т.г. на 19,1%, табачные изделия — на 18,1%. Впрочем, не в налогах счастье. Рекордсменами подорожания стали картофель с ростом цен по сравнению с февралем 2013 г. на 92,2% и пшеничная мука — 50,7%, опередившие подакцизные сигареты (42,8%).

Подорожание продовольствия обусловлено, с одной стороны, неудачным урожаем прошлого года, а с другой — «интеграционными причинами». Запланированная в рамках Единого экономического пространства гармонизация ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам и повышение тарифов на газ и электроэнергию влечет рост цен на алкоголь и табачные изделия. Например, в Беларуси с 8 марта на 18–20% подорожали крепкие спиртные напитки, а в России — с 11 марта примерно на 17%.

Беларусь должна несколько снизить поставки продовольствия в Россию. В соответствии с подписанным 26 февраля аграрными министерствами двух стран балансом наша страна сможет поставить в Россию 250 тыс. т сахара, 3,1 млн. т молокопродуктов, а также 350 тыс. т мясопродуктов. В 2013 г. баланс предусматривал поставки 200 тыс. т сахара, 4,11 млн. т молокопродуктов и 310 тыс. т мяса, хотя в реальности в Россию, по данным местных наблюдателей, было вывезено значительно больше. В придачу в Минсельхозпроде РБ обещают увеличить экспорт молочной продукции в Россию на 5%, а мясной — на 12%. Между тем в республике за прошлый год численность свиней сократилась на 22,2%, до 3,3 млн. голов, крупного рогатого скота — на 1,1%, до 4,3 млн. голов, в т.ч. коров стало всего на 0,3% больше (1,5 млн. голов), а производство молока сократилось на 1,7% (на 0,3% больше). Таким образом, экспортные планы властей неизбежно отразятся на содержимом отечественных прилавков и ценах. Не случайно Минэкономики постановлением от 14.02.2014 № 10 «О внесении дополнений и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35» разрешило молокоперерабатывающим организациям в феврале 2014 г. увеличить отпускные цены на высокожирные виды молока, кефира, сметаны, творога, что тут же отразилось на рознице.

Индекс цен производителей промышленной продукции в феврале 2014 г. по сравнению с январем 2014 г. составил 100,9%, с декабрем 2013 г. — 102,2%, в т.ч. на инвестиционные товары — соответственно 101% и 101,9%, промежуточные — 100,5% и 101,5%, потребительские — 101,8% и 103,8%. Сельхозпродукция в феврале 2014 г. по сравнению с январем 2014 г. подорожала на 2,6%, с декабрем 2013 г. — на 6,7%, в т.ч. в растениеводстве — соответственно на 5,2% и 6,6%, животноводстве — на 1,6% и 6,7%. Зато в строительстве цены удалось повернуть вспять, снизив их в феврале по сравнению с январем т.г. на 2,7% (благодаря снижению цен на строительно-монтажные работы на 5,7%), а с начала года здесь рост составил всего 0,5%. Тарифы на перевозку грузов всеми видами транспорта с начала года выросли на 1,8%, а на услуги связи для юрлиц и индивидуальных предпринимателей — на 1,3%. Неудивительно, что при таких результатах Нацбанк в очередной раз не рискнул снизить ставку рефинансирования.

С другой стороны, на ценах неизбежно сказываются события на валютном рынке. Пока ослабление белорусского рубля остается плавным, оно достаточно слабо отражается на ценах. Девальвация российского рубля теоретически должна сделать дешевле импорт из РФ, однако на практике этого не происходит, поскольку многие производители и дистрибьюторы закладывают в отпускные цены дополнительную маржу на валютные потери.

Эти обстоятельства вынуждены принимать во внимание субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен. Так, по данным мониторинга Нацбанка, в феврале–апреле 2014 г. предприятия промышленности ожидают значительного увеличения темпов роста спроса, тогда как организации торговли, строители и транспортники менее оптимистичны. В то же время более половины респондентов отметили рост издержек и снижение чистой прибыли. При этом если роста спроса ожидают 25,8% респондентов, снижения — 23,1%, а его неизменности — 51,1%, то 38,9% опрошенных предприятий сходятся в неизбежности увеличения отпускных цен на свою продукцию, снижения ожидают 3%, неизменности — 58,1% респондентов. Судя по этим результатам, менеджеры понимают, что переложить свои финансовые проблемы на потребителей, особенно учитывая замедлившийся рост зарплат, будет весьма затруднительно. Но эта трудность многих, наверно, испугала бы меньше, чем невыполнение заданий по увеличению прибыли и рентабельности, если бы не перспектива очередного затоваривания складов неконкурентоспособной по цене продукцией. К тому же инфляционные ожидания стимулируют покупательскую активность по принципу «завтра может быть дороже».

В некоторых сегментах цены живут по особым законам. Так, запланированный в Беларуси на текущий год уровень инфляции уже вдвое опередили тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые выросли за 2 месяца на 22,7%, в т.ч. в феврале на 19,4%. Учитывая, что в начале марта уже состоялось очередное повышение тарифов на газ и техобслуживание жилых помещений, ЖКХ и далее останется главным двигателем инфляции и заодно — средством связывания денег населения, которых в прошлом году было выдано слишком много.

Роман КУНИЦКИЙ

Тем временем

Инфляция в России в феврале т.г. составила 0,7%, с начала года — 1,3%, причем цены на товары в феврале 2014 г. выросли на 0,8%, на услуги — на 0,4%. В Казахстане инфляция за 2 месяца составила 2,3%, в т.ч. в феврале — 1,7%, причем цены на продовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 2%, непродовольственные — на 2,2%, платные услуги — на 2,8%.

На первый взгляд девальвация у наших партнеров по Таможенному союзу почти не отразилась на ценах. Однако это впечатление обманчиво. По расчетам специалистов из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, волатильность курса валют стран Таможенного союза всего на 5% за год приводит почти к 50-процентному росту цен, т.е. масштабы эффекта переноса курсовых колебаний национальной валюты на внутренние цены втрое больше, чем в развитых странах. Правда, влияние динамики валютных колебаний в полной мере проявляется не сразу, а в течение 6–18 месяцев. При этом мировой опыт говорит о том, что в странах с более низкой инфляцией эффект переноса курсовой волатильности обычно слабее. Таким образом, в Беларуси при двузначной инфляции ослабление рубля приведет к более масштабному росту цен, чем в России или Казахстане. Однако если девальвация проходит плавно, а не резкими скачками, экономические агенты менее нервно реагируют на нее и начинают приспосабливаться с помощью разных инструментов хеджирования валютных рисков, что снижает эффект влияния на цены.

Темпы роста потребительских цен в Китае в феврале замедлились до 2% с 2,5%, а индекс цен производителей, отражающий изменения оптовых цен на товары и услуги, снизился на 2% после падения на 1,6% в январе. Отметим, что уровень цен производителей снижается уже почти 2 года, причем февральское падение оказалось самым существенным за последние 7 месяцев. Аналитики объясняют этот процесс сокращением потребительского спроса и избытком производственных мощностей во многих секторах экономики, что обостряет конкуренцию и уменьшает рентабельность компаний.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений