Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прошлое и будущее авторынка Беларуси

Сергей ВАРИВОДА

Минувший год оказался весьма стрессовым для автомобильного рынка, продажи на котором резко снизились. Модельный ряд предлагаемых машин стал гораздо скромнее. Итоги работы рынка и возможное развитие событий в будущем «ЭГ» обсудила с председателем правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергеем ВАРИВОДОЙ.

– Как вы оцениваете итоги минувшего года?

– В целом, конечно, негативно. Но следует отметить, что рынок первичных продаж легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами (т.е. рынок первых сделок), существенно превышает дилерский.

К сожалению, в настоящий момент не доступна статистика об объеме легковых автомобилей, ввезенных в страну физическими лицами, но по оценкам экспертов БАА речь может идти о многократном превышении этой величины над производством и дилерским импортом.

Хотя, например, на авторынке пятилетней давности доминировал «официальный» ввоз новых легковых автомобилей автодилерами, а «неорганизованный» импорт физлицами из-за пределов ЕАЭС не превышал и 10 тыс. легковушек.

Так что в прошедшем году мы наблюдали нарастающий ввоз автомобилей физлицами на фоне спада продаж как автомобилей местного производства, так и ввозимых официальными дилерами. По данным членов Автомобильной ассоциации «БАА», продажи в годовом исчислении снизились на 64% и составили 14 843 легковых автомобиля.

– Какие ключевые изменения, произошли на авторынке в 2022 г. и несколько они, по вашему мнению, обратимы?

– Авторынок ушедшего года вошел в «идеальный шторм», когда столкнулись сильные негативные факторы как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Здесь и далее я буду говорить уже о рынке в узком смысле, рынке дилерских продаж новых автомобилей.

Не успев толком восстановиться от кризиса поставок микросхем для автомобильной промышленности, региональный авторынок столкнулся с кризисом предложения в виде нарастающего дефицита и невероятного для отрасли подъема цен в короткий период.

С другой стороны, реальные доходы населения и условия по автокредитам находились явно не в комфортной зоне для потребителя. Не следует сбрасывать со счетов при оценке факторов спроса и потребительские настроения.

Что касается обратимости рыночных процессов, то, как известно, в философском смысле в одну реку невозможно войти дважды. Позволю себе предположить, что когда-нибудь рынок новых легковых автомобилей восстановится до уровня 2021 г., а потом и до пиковых значений 2019 г. Но это точно не произойдет в 2023 г.

В текущем году можно лишь рассчитывать на перелом тренда, т.е. начало роста рынка с апреля относительно продаж соответствующего периода прошлого года. С учетом, конечно, низкой базы II–IV кварталов 2022 г.

– Какие ключевые тенденции стоит выделить в сегменте коммерческого автотранспорта?

– Отчасти сегмент коммерческого автотранспорта испытывал на себе влияние тех же негативных факторов, что и рынок легковых автомобилей. Однако здесь практически отсутствует конкуренция со стороны «перекупов». Да и платежеспособный спрос со стороны юридических лиц был значительно более устойчивым.

Как результат, дилерские продажи легких коммерческих автомобилей снизились меньше, чем рынок в целом, – на 57% и составили почти 2400 единиц.

– В прошлом году стал меняться модельный ряд автомобилей, представленных на белорусском рынке. Какие тенденции в этой части вы ожидаете в 2023 г.?

– Начнем с того, что модельный ряд, т.е. выбор для потребителя, сузился в 2022 г. в четыре раза. На конец года в дилерских салонах были представлены всего 27 моделей одиннадцати марок легковых автомобилей (год назад на нашем рынке продавалось более 100 моделей). При этом в декабре доля одной марки достигла исторического рекорда – 82,7%.

Очевидно, что в таких условиях говорить о конкуренции на благо потребителя не приходится. Можно, конечно, сослаться на конкуренцию рынка «б/у» автомобилей. Но это, мягко говоря, прыжок в прошлое. Вряд ли белорусский автолюбитель готов вернуться к уровню послепродажного сервиса прошлого века.

Кстати, дефицит и толкает цены вверх, что ощущают на себе наши покупатели.

Рынок автомобилей регулируемый. Вопрос лишь в сиюминутных приоритетах. За последние 15 лет ввоз легковых автомобилей в страну по всем каналам и всеми категориями лиц никогда не был ниже отметки в 50 тыс., а в «тучные» годы превышал и 200 тыс.

Надеюсь, что меры законодательного регулирования в отрасли в текущем году будут направлены на исправление дисбалансов и создание условий для продолжения деятельности предприятий автодилеров. Иначе закрытые дилерские автосалоны станут нормой, а не исключением.

– Откуда, вероятнее всего, к нам будут поступать автомобили?

– Тенденцией нового года становится доминирование местного производства над импортом. А сам по себе дилерский импорт потихонечку начинает нащупывать новые каналы ввоза, например, поставки от автопроизводителей и дистрибьюторов Республики Казахстан. Хотя, безусловно, в структуре дилерского импорта сохранится доминирование российского вектора.

По-прежнему дискуссионным ос­тается вопрос о наполнении дилерского рынка по каналам параллельного ввоза. Дьявол здесь кроется в терминологии. В чистом виде ввоз автодилерами новых автомобилей без прямого или косвенного одобрения производителей затруднен. Да и вопрос упрощения сертификации таких автомобилей юридическими лицами не решен на законодательном уровне.

А вот поставки новых автомобилей через третьи страны с согласия правообладателей марки вполне себе возможны.

– Быть может, в рамках БАА сложился консенсус-прогноз о динамике продаж и ценах на легковые и коммерческие авто в 2023 г.? Какие у вас ожидания?

Прогнозы БАА традиционно озвучивает на ежегодной пресс-конференции, которая ожидается 21 февраля.

Если говорить о моих личных ожиданиях, то рынок останется примерно на том же уровне годовых продаж, что и годом ранее.

Стабильность цен будет определяться в большей степени курсами валют, чем ценами поставщиков и логистикой. Надеюсь, что изменение цен перейдет в эволюционное русло без больших скачков в дилерских прайсах.

– Уровень продаж в т.ч. зависит от ситуации на финансовом рынке. Какие финансовые инструменты в настоящее время чаще всего используют физлица и юрлица для приобретения транспортных средств и почему?

– Наиболее популярным инструментом финансирования дилерских продаж в 2022 г. был финансовый лизинг. Это связано как с более жестким подходом при оценке платежеспособности кредитополучателя, так и с более низкими ставками по договорам «псевдовалютного» лизинга.

Банковский кредит оказал существенную поддержку продажам лишь марки Geely. На мой взгляд, роль банковского кредита в наступившем году, как инструмента стимулирования дилерских продаж, существенно возрастет на фоне снижения стоимости заемных ресурсов.

При этом следовало бы смягчить и требования к показателю долговой нагрузки заемщика с учетом существенного роста цен на автомобили.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений