Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
02.10.2007 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОПИСАТЬ В БЮДЖЕТЕ

Механизм госсубсидирования могут изменить

Новый механизм предоставления господдержки, который на прошлой неделе рассмотрело правительство, предлагает оказывать ее «только в рамках реализации приоритетных государственных, региональных и отраслевых программ». Проект сокращает количество форм оказания государственной помощи и предлагает приоритеты и суммы, необходимые для их реализации, оговаривать заранее в законе о бюджете на очередной финансовый год.

Проект указа Президента «О совершенствовании подходов к оказанию государственной поддержки и признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182» предлагает сохранить основные формы господдержки для производителей. В частности, возможность получения компенсаций части процентов по банковским кредитам; бюджетных займов и ссуд; отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов; правительственных гарантий. Кроме того, в нем присутствует такая форма, как «финансовая помощь». Напомним, что действующее законодательство по решению Президента разрешает предоставлять индивидуальную льготу в виде нормативного распределения выручки; полного или частичного освобождения от обязательной продажи средств в иностранной валюте; разрешения относить к числу налогооблагаемых затрат больше фактических затрат, нежели это предусматривает законодательство. Также государственные предприятия могут быть освобождены от необходимости передавать бюджету доходы, которые они получили от сдачи в аренду госимущества. Правительство своим решением может установить для ряда предприятий пониженные тарифы на энергоносители либо позволить рассчитаться за них позже установленного срока.

В отношении предприятий, которые не вышли на запланированные при выделении средств показатели, проект предлагает инициировать процедуру банкротства. Если принимается решение об отмене господдержки за нарушение каких-либо условий ее получения, то средства, полученные из бюджета в виде субсидий, ссуд, займов или компенсации процентов по кредиту, предприятию придется возвращать, предлагает проект.

Разработчики полагают необходимым сохранить имеющуюся в действующем законодательстве ответственность госорганов, инициировавших предоставление господдержки. Размер наказания руководителей ведомств, которые не внесли предложение об отмене господдержки для организаций, не справившихся со взятыми обязательствами, предлагается оставить на прежнем уровне (штраф в 30-50 БВ).

Проект приложения к указу расписывает механизм и условия получения госсубсидий. Никаких принципиальных отличий от действующей системы он не содержит. В частности, предполагается, что отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов и пени предприятию, потенциальному банкроту или работающему посезонно, как и теперь, будет стоить 25% ставки рефинансирования, пользование налоговым кредитом — 50%. Также 50% ставки рефинансирования будет стоить бюджетный заем — на инвестиционные цели и полную ставку на иные.

По оценке правительственных экспертов, финансовая помощь сыграла положительную роль в экономике предприятий — позволила повысить финансовую устойчивость, обеспечить реализацию проектов модернизации и технического перевооружения производств, внедрение высокоэффективных технологий, освоение новой продукции. В большинстве случаев были выполнены и важнейшие прогнозные показатели социально-экономического развития, установленные решениями о государственной поддержке. Однако анализ господдержки, проведенный государственными экспертами, показал, что «достаточный контроль за их эффективным использованием со стороны отраслевых министерств, концернов и местных органов власти пока не налажен». Зачастую об эффективности господдержки докладывают «липовыми» отчетами, говорил в ходе специального совещания у Президента, посвященного этому вопросу, глава КГК Зенон ЛОМАТЬ. По его словам, треть предприятий не выполняет условия, на которых предоставляется господдержка.

«Система оказания государственной поддержки превратилась в бессистемный механизм прикрытия бесхозяйственности, провалов при принятии управленческих решений, непоследовательных действий правительства и отраслевых органов управления», солидарен с ним в своих оценках и заместитель главы администрации Президента Леонид Анфимов.

По оценке экспертов, объем господдержки, предоставленной в 2006 г., составил 2,4% ВВП, а удельный вес в доходах бюджета — 5%. Больше господдержки пришлось на ссуды и займы — 33%, еще 30% составили освобождения от уплаты налогов (сборов) и таможенных платежей. Прямые затраты государства по субсидированию экономики, по оценке экспертов, составили порядка 400 млн. USD. Финансовую помощь получили 27 предприятий, льготы по налогам — 372, ссуды и займы из бюджета — 132, налоговые кредиты 12, рассрочку или отсрочку по уплате налогов — 235, льготирование процентных ставок — 186.

В начале этого года сообщалось, что только в соответствии с Указом Президента от 13.01.2006 № 27 284 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» организации получают 520 отсрочек на сумму 408,3 млрд. Br. Оценивая ее эффективность, правительство констатировало у 82,7% из них увеличилась выручка, у 62,7% — рентабельность, у 37% снизились сумма просроченной кредиторской задолженности.

Изменение механизма господдержки должно повысить эффективность использования средств, отмечают правительственные эксперты. Однако, по их мнению, возможен и негативный эффект. Финансовое положение многих организаций-пользователей господдержки ухудшится. Государственные эксперты предполагают, что «это может быть компенсировано в рамках работы по общему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налоговой системы».

Напомним, что изменения в механизм господдержки необходимы «во исполнение требований российско-белорусских правительственного соглашения о мерах по развитию торгово-экономических отношений», подписанного в марте этого года. Это значит, что с условиями предоставления господдержки в нашей стране должна согласиться Россия. Там же пока есть большие проблемы.

Валентина ВЕШТОРТ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by