Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
19.05.2015 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЗ РОСТА©

Предварительные итоги работы отдельных отраслей белорусской экономики свидетельствуют, что о преодолении кризиса пока говорить не приходится. Тем временем власти уверены, что все проблемы удастся решить прежними методами, без кардинальных изменений в экономической политике.

Предварительные итоги работы отдельных отраслей белорусской экономики свидетельствуют, что о преодолении кризиса пока говорить не приходится. Тем временем власти уверены, что все проблемы удастся решить прежними методами, без кардинальных изменений в экономической политике.

В январе–апреле 2015 г. объем промышленного производства сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 7,5%, до 229,8 трлн. Br. При этом в апреле к марту спад составил 8,6%. В частности, в горнодобывающей промышленности производство сократилось на 4,7% как по итогам 4 месяцев, так и в апреле к марту, а в обрабатывающей — на 8,5 и 7,2% соответственно. Наибольший спад в январе–апреле т.г. к соответствующему периоду 2014 г. отмечен в текстильной и швейной промышленности — на 18,3%, кожевенно-обувной — на 19,3%, целлюлозно-бумажном производстве и издательской деятельности — на 21,6%, металлургии — на 12,8%, производстве машин и оборудования — на 28,2% и транспортных средств и оборудования — на 25,8%. Потери в этих сферах деятельности не удалось компенсировать ростом в нефтепереработке на 1,6% и химическом производстве на 6% (в т.ч. в производстве фармацевтической продукции на 31,2%).

Усилия правительства по решению проблем промышленности пока не дали ожидаемого эффекта. Напротив, в апреле по большинству видов деятельности спад продолжился. Например, объем текстильного и швейного производства по сравнению с мартом снизился на 5,9%, химического — на 0,5%, производства кожи, изделий из кожи и обуви — на 20,7%, резиновых и пластмассовых изделий — на 11,1%, прочих неметаллических минеральных продуктов — на 10,1%, деревообработки — на 5,3%, нефтепереработки — на 7,4%, металлургии — на 12%, производства машин и оборудования — на 21,4%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 10,4%, транспортных средств и оборудования — на 33,6%. Неудивительно, что в промышленности 31% предприятий по итогам I квартала оказались убыточными.

Выступая 15 мая на Минском тракторном заводе, Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал главной причиной происходящего в белорусской экономике внешние факторы, в том числе ситуацию на российском рынке, куда поставляется около половины производимой в республике продукции. «МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека», — заявил глава государства.

Впрочем, необходимость в белорусской продукции в последнее время несколько снизилась — по некоторым ее видам спад носит обвальный характер. Например, производство двигателей за 4 месяца т.г. сократилось по сравнению с январем–апрелем 2014 г. на 36,2%, тракторов — на 36,5%, карьерных самосвалов, грузовых автомобилей и автобусов — почти в 2 раза, телевизоров — на 65,5%, металлорежущих станков — на 62%, зерноуборочных комбайнов — на 74%.

Отчасти «вина» за это лежит на России. По оценке Европейского банка реконструкции и развития, рецессия в РФ оказывает более сильное, чем ожидалось, негативное влияние на страны, имеющие с ней прочные экономические связи. Российско-украинский кризис, спад экономики и девальвация российского рубля привели к сокращению импорта в Россию и денежных переводов из нее, говорится в докладе ЕБРР. В результате рост по регионам Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии замедлился еще в конце 2014 г., большинство стран региона, в т.ч. Беларусь, были вынуждены ужесточить экономическую политику, что оказало дополнительное негативное влияние на внутренний спрос и повлечет рецессию в текущем году.

Впрочем, никаких кардинальных перемен белорусские власти промышленности не обещают. Исправлять положение предписывается традиционными методами — преодолевая нашу «безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность», сокращая себестоимость выпускаемой продукции и понижая цену товаров, без чего, как полагает Президент, «никогда богатыми не будем».

Также от промышленников в очередной раз требуют диверсификации внешних рынков сбыта, снижения зависимости от поставок на рынки традиционных партнеров. Чтобы на собственном рынке не мешали зарубежные конкуренты, Президент предложил защищать его, благо мы не члены ВТО и никому ничего не обязаны. По его словам, представители западных стран предупреждены — «вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы через Балтику или Украину будете торговать». Правительству поручено принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в Беларуси. «Упаси вас господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим», — сказал Президент. При этом глава государства не уточнил, как быть с продукцией из России и Казахстана, от которых границы закрыть не позволяет Договор о Евразийском экономическом союзе, или из Китая, который подставляет нам кредитное плечо, как правило, под поставки своих товаров.

К сожалению, ни демпинговыми ценами, ни протекционизмом сегодня мало кого можно удивить. Не является особым конкурентным преимуществом и дешевый российский газ — энергоемкость белорусской продукции все равно остается выше, чем в ЕС и США (где, кстати, благодаря сланцевой революции газ еще дешевле, чем в РФ и у нас). Даже господдержка не делает кредиты для отечественных госпредприятий дешевле, чем заемные средства, которые получают западные корпорации благодаря своей развитой финансовой системе и программам «количественного смягчения». Разумеется, всякий кризис рано или поздно кончается, но если не извлечь из него уроков, тут же приходится столкнуться со следующим. Поэтому в модернизации нуждаются уже не только отдельные предприятия, а вся экономическая модель.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by