Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
27.02.2015 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОГРАММНЫЙ ЗАБЕГ©

В минувшую среду Палата представителей на внеочередной сессии одобрила программу деятельности правительства на 2015 год, утв. постановлением Совмина от 18.02.2015 № 110. В ходе обсуждения документа в парламентских комиссиях в адрес программы прозвучало немало критики. Прежде всего, депутатов смущает декларативный характер и отсутствие конкретных цифр.

на короткую дистанцию

В минувшую среду Палата представителей на внеочередной сессии одобрила программу деятельности правительства на 2015 год, утв. постановлением Совмина от 18.02.2015 № 110. В ходе обсуждения документа в парламентских комиссиях в адрес программы прозвучало немало критики. Прежде всего, депутатов смущает декларативный характер и отсутствие конкретных цифр.

Едва ли не самым интересным местом программы является признание неопределенности экономической ситуации. Объясняют ее сугубо внешними факторами — резким негативным изменением внешней экономической среды и условий торговли, глобальной экономической конъюнктурой, обострением конкуренции, сужением рынков основных торговых партнеров, девальвацией их валют, снижением мировых цен на нефть. Все это было заметно еще прошлой осенью, однако основные направления денежно-кредитной политики и бюджет разрабатывались исходя из среднегодовых цен на нефть 83 USD за баррель и курса российского рубля — 43 USD/RUB, среднегодовой ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь 16%, среднегодового обменного курса 11 400 USD/Br.

Все это еще в ноябре казалось разработчикам прогнозных документов реалистичным. Теперь же потребовалось готовить новые сценарии. Первый из них разработан исходя из среднегодовой цены на нефть в 2015 г. 60 USD за баррель, среднегодового курса российского рубля – 60 USD/RUB, второй (базовый) — 50 USD/барр. и 61,5 USD/RUB, третий (стрессовый) — 40 USD/барр. и 80 USD/RUB. Правительство уверяет, что для каждого из сценариев предусмотрены меры реагирования и экономической балансировки, оперативные мероприятия по привлечению дополнительных бюджетных доходов и сокращению расходов, недопущению накопления макроэкономических дисбалансов на случай второго и третьего вариантов. Если же ситуация сложится по сценарию «60/60», Совмин и Нацбанк обещают смягчить во II полугодии т.г. экономическую политику.

Однако праламентариев смущает отсутствие конкретики в планах правительства. Так, депутат Ольга Политико считает, что каждый раздел программы должен содержать хотя бы 1—2 качественных показателя, тем более что работу руководителей собираются оценивать по достигнутым результатам. Например, планируется добиться повышения эффективности инвестиций, но не указаны ни их объемы, ни сроки окупаемости, ни отдача вложений. Без цифр документ превращается в перечень благих пожеланий. Порой кажется, что разработчики программы в спешке не успели осмыслить некоторые пункты. Так, планируется увеличить в 2015 г. глубину переработки нефти до 70%, тогда как за достижение уровня 73,7% отчитались еще по итогам прошлого года.

Программа изобилует общими фразами, в ней больше теоретических выкладок, чем обязательств правительства, отметит депутат Александр Агеев. С этим трудно не согласиться. Ряд предлагаемых мер годами кочует из одних программ и концепций в другие. В который раз заявлено о сдерживании инфляции, проведении эффективной ценовой и антимонопольной политики, жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, гибком курсообразовании, развитии финансового рынка, кредитовании госпрограмм и мероприятий в рамках имеющихся ресурсных возможностей с приоритетным направлением средств на проекты с высокой степенью готовности, экспортоориентированные и быстроокупаемые проекты, поддержку и развитие малого бизнеса и т.д. Ранее уже не раз говорилось об освобождении отраслевых органов госуправления от выполнения функций оперативного хозяйственного управления подчиненными предприятиями, переориентации их задач на формирование стратегий развития отраслей, о необходимости разделения функций собственника и регулятора. Только в октябре прошлого года члены правительства проинформировали парламент о том, что подготовлены несколько вариантов преобразования Минпрома в Министерство промышленной политики с соответствующим пересмотром функций.

Интересно, что после 4 лет «холдингизации» ряда отраслей правительство собирается предложить «добровольное объединение в холдинги предприятий, выводимых из-под ведомственного контроля». Планы ликвидации в ОАО советов директоров и введения в частных ОАО представителей государства с правом «вето», видимо, утратили актуальность. Их сменили программные лозунги о внедрении лучшей мировой практики по развитию корпоративного управления в хозяйственных обществах с государственным участием, формировании подходов к созданию специализированных управляющих компаний, которым будут переданы полномочия по управлению и распоряжению госимуществом. Допускается даже возможность привлечения профессиональных управляющих в качестве представителей государства и независимых директоров в органы управления хозобществ с государственным участием.

Вопрос лишь в том, как все это воплотить в жизнь? Депутат Николай Иванченко поинтересовался, что планирует Совмин сделать по подготовке менеджеров высокого уровня, возможно, нам следует перенять опыт Китая, когда будущих руководителей крупных компаний отправляли на учебу в США? В ответ прозвуыало, что специальных программ подготовки менеджеров в Беларуси нет из-за отсутствия средств, а бюджетные расходы и так приходится сокращать.

НЕКОТОРЫЕ пункты можно выполнить в течение суток, но на эффективности экономики это никак не скажется, считает А.Агеев. Добавим, что иные решения уже приняты, но позитивных результатов от них ждать не приходится. Например, определение непрофильных активов организаций с государственным участием (объектов социальной сферы), подлежащих выделению в самостоятельные юридические лица либо передаче их в коммунальную собственность или продаже, и передача отдельных вспомогательных операций на аутсорсинг были предписаны еще год назад постановлением Совмина от 4.02.2014 № 95. Возможность промышленным предприятиям реализовывать продукцию по ценам ниже себестоимости уже предоставлена постановлением Совмина от 11.02.2015 № 94 (см. «ЭГ» № 12), а не начислять амортизацию — постановлением Совмина от 16.02.2015 № 102 (см. «ЭГ» № 13). В придачу в программе обещается разрешить относить на доходы будущих периодов образовавшиеся курсовые разницы, но что это даст? Напомним, в памятном 2011 г. такое решение уже принималось постановлением Совмина от 3.06.2011 № 704, причем курсовые разницы, вызванные тогдашней девальвацией, разрешили списывать на финансовые результаты до 31.12.2014 г. Любопытно, что именно накануне этой даты и начался очередной валютный кризис. Невольно возникает подозрение, что если аналогичное постановление появится сейчас, то указанная в нем дата окончания действия и станет днем рождения следующего кризиса.

ДЕПУТАТЫ не увидели в программе вопросов, касающихся чернобыльской тематики, развития фермерства. Правда, в нее вошли пункты о проведении в I полугодии 2015 г. конкурсов на передачу в концессию ряда объектов, а также предложения парламентариев о формировании законодательной базы для ведения органического сельского хозяйства, создании механизмов стимулирования производства экологически чистых сельхозпродуктов, а также воспроизводства редких и вымирающих видов диких животных и растений.

В разделе «Поддержка реального сектора экономики», по мнению депутатов, не хватает мероприятий по защите внутреннего рынка и отечественных производителей в рамках ЕАЭС. Между тем белорусские субъекты хозяйствования, дисциплинированно выполняя международные договоренности, проигрывают российским конкурентам. Парламентарии считают, что нужно добиваться приоритета норм договора о ЕАЭС над национальными и ведомственными интересами наших партнеров. Депутат Владислав Щепов обратил внимание на то, что ожидаемое вскоре вступление Казахстана в ВТО существенно повлияет на союзный рынок. Кроме того, депутаты предлагают впредь предусматривать в правительственных программах инвестиции в рынки сбыта, в т.ч. в строительство за рубежом складов, развитие иной инфраструктуры и сервиса. Такое имущество можно использовать в виде залога перед иностранными банками для получения кредитов. Заметим, что в программе упомянуто повышение эффективности функционирования товаропроводящих сетей и оптимизация их деятельности, но не ясно, в чем это будет заключаться.

Не отражены в программе вопросы трудоустройства высвобождаемых работников и создания новых рабочих мест. Министр экономики Владимир Зиновский и министр труда и соцзащиты Марианна Щёткина уверены, что ситуация в этой сфере не критическая. Зарегистрированная безработица в 0,6% — самая низкая в мире, а уровень в 5,3%, зафиксированный в ходе обследования домашних хозяйств (по методике МОТ), заметно меньше, чем в соседних странах.

Министр труда пожаловалась, что среди безработных мало желающих открыть свое дело. Только 1,5 тыс. человек в прошлом году захотели стать предпринимателями, хотя средства выделялись в полном объеме. Причины М.Щёткина уточнять не стала, зато сообщила, что на 1 февраля т.г. в республике зарегистрировано всего 33,6 тыс. безработных, а вакансий имеется 33,9 тыс. Так что найти работу можно, правда, зарплата некоторых не устраивает. Однако у парламентариев несколько иные оценки. Если в крупных городах трудоустроиться можно, считает депутат Николай Колтунов, то в некоторых регионах здесь большие проблемы — люди готовы работать даже за 1 млн. Br в месяц, но и таких мест нет.

БОЛЕЗНЕННЫЙ вопрос — обеспечение равных условий доступа предприятий всех форм собственности к государственной поддержке. Применение здесь разных критериев доступа к ресурсам и разных ставок процентов ни для кого не секрет. Теперь первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский уверяет, что не следует делить предприятия на государственные и негосударственные: все они платят налоги, создают рабочие места, и правительству необходимо руководствоваться принципом эффективности. Поэтому господдержка предприятиям всех форм собственности будет оказываться секторально на конкурсной основе. Отметим, это не гарантирует, что условия конкурсов и решения жюри не окажутся в пользу отдельных компаний, в т.ч. с учетом их форм собственности. К тому же в программе не упоминается отмена существующей практики «увеличения доли государства в обмен на господдержку».

Напомним, что 4 года назад только что назначенный премьер-министром Михаил Мясникович, представляя в Палате представителей программу деятельности правительства на 2011—2015 гг., также обещал равные условия хозяйствования эффективному собственнику «вне зависимости от того, государственное это предприятие или частное, отечественное или иностранное», создание «необходимых мотивационных механизмов и раскрепощение инициативы и предприимчивости белорусских граждан». Теперь для раскрепощения обещаются некие новые импульсы. Также ничего не изменилось за 4 года с индикативным планированием и прогнозированием социально-экономического развития страны. Проект закона о них обещают к осени доработать и внести в парламент (причем в план подготовки законопроектов на 2014 г. он не попал). С тех же пор тянется вопрос с отказом от перекрестного субсидирования.

Одобренная программа будет действовать всего лишь 8—9 месяцев, поскольку на ноябрь намечены президентские выборы, после которых правительство сложит свои полномочия. Впрочем, многие законопроекты, концепции и стратегии, упомянутые в документе, еще предстоит разработать, так что в реальности некоторые пункты программы в текущем году даже не начнут воплощаться в жизнь. Остается надеяться, что они пригодятся потом, а к подготовке следующей программы в Совмине подойдут более основательно и тщательно.

Анна МОРОЗ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений