$

2.5136 руб.

2.9597 руб.

Р (100)

3.4096 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Программы

Программа развития предпринимательства: смелые планы и робкие надежды

12.02.2021
Программа развития предпринимательства: смелые планы и робкие надежды
Фото: Skye Studios/unsplash

Постановлением Совмина от 29.01.2021 № 56 утверждена Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг. Документ отражает государственную политику в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и является продолжением аналогичной программы на прошлые 5 лет.

Одним из главных достижений предыдущих пяти лет законодатель называет преломление тенденции сокращения количества субъектов МСП. Это действительно так: впервые после 2014 г. численность индивидуальных предпринимателей и организаций с количеством работников до 250 человек начала расти. Если на конец 2015 г. в стране насчитывалось 107 441 организаций МСП и 240 781 ИП, то за последующие 4 года численность субъектов МСП в общей сложности возросло более чем на 19,5 тыс. единиц (+5,6%).

Еще один позитивный сдвиг – увеличение количества занятых в секторе МСП. С 2016 по 2019 гг. сегмент дал работу 82 тыс. жителей страны, а общее количество занятых на конец 2019 г. составило 1391 тыс. человек, или 30% от общего числа экономически активного населения.

Аналогичные тенденции наблюдались и по другим показателям, характеризующим вклад субъектов МСП в развитие национальной экономики. Например, доля организаций МСП и ИП в общем объеме валовой добавленной стоимости увеличилась на 3 процентных пункта, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг – на 3,6 п.п., объеме промышленного производства – на 2,7 п.п., инвестициях в основной капитал – на 2,3 п.п., внешней торговле товарами – на 3,7 п.п.

В рамках программы на 2016–2020 гг. была реализована значительная часть мероприятий по совершенствованию делового климата и упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности. Издание ряда законодательных актов позволило отменить излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы. Оптимизирована контрольная (надзорная) деятельность, снижено воздействие со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности. По оценке законодателя, минимальный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований сократился в 10 раз. Снижено количество лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности. Для 19 наиболее распространенных видов деятельности введен уведомительный принцип начала ее осуществления субъектами МСП. Внедрены обязательное проведение оценки регулирующего воздействия и прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов.

Однако законодатель признает, что не все препятствия для развития предпринимательства окончательно устранены. Сохраняется значительное количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности. Продолжается вмешательство должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Отмечены недостаточная прозрачность судебной практики, нарушение принципа равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Другие ограничения касаются навыков предпринимателей, их знаний, компетенций и доступа к информации (недостаток информации и знаний о потенциальных рынках сбыта, способах выхода на рынки сбыта, сложные и дорогостоящие процедуры оформления разрешительных документов для продвижения товаров на внешние рынки).

Еще одним барьером является сложность привлечения финансирования: отсутствие обеспечения для получения кредитов банков, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на ранней стадии жизненного цикла, незначительные количество и объемы доступных альтернативных источников финансирования. Именно на устранение данных барьеров и должны быть направлены основные мероприятия программы в 2021–2025 гг.

 

Омбудсмен, саморегуляция и контроль административной нагрузки

Для реализации программы разработан комплекс из 38 мероприятий.

Наиболее интересные, на наш взгляд:

– либерализация уголовной ответственности за экономические преступления;

– определение юридической силы письменных разъяснений госорганов по вопросам применения нормативных правовых актов;

– расширение использования механизмов удаленных проверок;

– создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей;

– введение индекса административной нагрузки на бизнес и сокращение нагрузки на бизнес на 10% ежегодно;

– создание специализированной организации, которая займется поддержкой субъектов МСП;

– внедрение института саморегулирования и сорегулирования по отдельным видам экономической деятельности;

– упрощение оснований подачи заявления о банкротстве должником и кредитором, а также повышение открытости и прозрачности процедур банкротства;

– совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и упрощения налогового администрирования;

– совершенствование арендных отношений;

– предоставление поручительств (гарантий), обеспечивающих исполнение субъектами МСП обязательств по кредитным договорам и договорам лизинга;

– создание организационно-правовых основ для развития венчурного финансирования;

– устранение пробелов в правовом регулировании деятельности сервисов онлайн-заимствования;

– проведение бирж субконтрактов в промышленности;

– вовлечение субъектов МСП в кооперационные цепочки при производстве товаров (узлов, комплектующих) крупными предприятиями машиностроения, деревообработки, легкой промышленности, строительства и других отраслей;

– создание правовых условий для поддержки кластерных проектов.

Расходы на финансирование основных мероприятий программы составят 102 млн руб. против 68,7 млн руб. в 2016–2020 гг. Основная часть расходов – 74,7 млн руб. – ляжет на местный бюджет. Увеличится объем прямой финансовой поддержки, выделяемой субъектам МСП в рамках программы: с 500 млн руб. до 7000 млн руб. Большую часть указанного финансирования предоставит Беларусбанк (5500 млн), остальную часть разделят между собой Банк развития (800 млн), Белагропромбанк (450 млн), Белинвестбанк (250 млн).

 

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Многие инициативы регулятора, которые легли в основу программы, имеют самые благие намерения. В то же время последние действия правительства по отношению к бизнесу заставляют относиться к положениям программы с изрядной долей скептицизма.

Программа обещает либерализацию уголовной ответственности за экономические преступления, а Президент требует ужесточить ответственность за уклонение от уплаты налогов, что с учетом неоднозначной правоприменительной практики по ст. 33 НК создает риски для любого, даже добропорядочного плательщика.

Несмотря на провозглашенные принципы минимизации вмешательства в деятельность бизнеса со стороны госорганов, мы продолжаем наблюдать различные «запросы» и «мониторинги», а налоговое законодательство меняется ежегодно.

Непонятно, зачем нужно создание специализированного органа, если есть регулятор в лице Минэкономики с Департаментом по развитию предпринимательства и исполкомы на местах с экономическими отделами. И зачем нужен институт омбудсмена, если даже мнение ассоциаций, представляющих интересы частного бизнеса, далеко не всегда учитывается.

Мы, конечно, будем искренне рады, если хотя бы половину инициатив удастся реализовать. Однако вероятность того, что в предстоящую пятилетку будут приняты законодательные акты, прямо противоположные декларируемым принципам, исключать нельзя. А поэтому белорусскому предпринимателю, как и все годы до этого, остается надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное