Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
24.09.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОГНОЗ СО СМЕЩЕННЫМ СТАРТОМ©

В ближайшее время правительство начнет обсуждать проекты прогнозов социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год. Во многом очередной вариант этих документов напоминает предыдущий (см. «ЭГ» № 52 от 23.07.2013 г.). Основные целевые параметры и методы их достижения мало изменились. Но стремительно меняется ситуация в отечественной и мировой экономике. По-видимому, одна из основных проблем разработчиков — необходимость планировать все даже не «от достигнутого», а от того, чего хотелось бы достигнуть, что сказывается на реальности всех расчетов.

В ближайшее время правительство начнет обсуждать проекты прогнозов социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год. Во многом очередной вариант этих документов напоминает предыдущий (см. «ЭГ» № 52 от 23.07.2013 г.). Основные целевые параметры и методы их достижения мало изменились. Но стремительно меняется ситуация в отечественной и мировой экономике. По-видимому, одна из основных проблем разработчиков — необходимость планировать все даже не «от достигнутого», а от того, чего хотелось бы достигнуть, что сказывается на реальности всех расчетов.

Зрелище прогнозов открывается впечатляющее. В 2014 г. ВВП страны должен вырасти на 5,7%, в 2015-м — на 7,4%, а в 2016 г. — на 7,5%. При этом авторы прогноза исходят из того, что в текущем году рост составит 4,6%, хотя по итогам 8 месяцев он достиг всего 1,1%, делая дальнейшие расчеты довольно призрачными. Тем не менее планируется прирост добавленной стоимости в следующем году в промышленности на 6%, сельском хозяйстве — на 5,6%, строительстве — на 5,1%, сфере услуг — на 5,8%. Решить эти задачи предполагается с помощью стандартного набора мероприятий: ускоренной модернизации традиционного производства, создания новых предприятий, снижения затрат, в т.ч. энерго- и материалоемкости, повышения эффективности кадровой политики и внедрения действенных стимулов мотивации в увязке с ростом производительности и качества труда. Собственно, все это декларируется не впервые, но дало пока весьма скромные результаты.

С последним лозунгом еще интереснее: 8-кратный разрыв между темпами роста реальной зарплаты и производительности труда назван в числе основных тенденций, нарушающих макроэкономическую стабильность. А потому планируется обеспечить прирост производительности труда в 2014 г. на 9,4%, а в 2015-м — на 11,4%, тогда как реальной зарплаты — на 7% и 8,4%. Тут бы и восстановился баланс, да жаль, исходные данные подводят: в прогнозе ожидается по итогам текущего года прирост производительности на 6,1%, а зарплаты — на 17,2% при имеющихся за январь–июль 2,5% и 20,5%. В придачу тарифная ставка 1 разряда в 2014 г. должна вырасти на 14,6%.

Не менее оптимистичны надежды на рост инвестиций в основной капитал, который запланирован в 2014 г. на уровне 7,5% (до 228,16 трлн. Br), а в последующие годы — 8,8% и 9,3%. При этом планируемые источники и мероприятия тоже не слишком оригинальны. Планы привлечения иностранных инвестиций и средств от приватизации довольно масштабные. Но они, несмотря на принятые программы и законы, целиком зависят от доброй воли верховной власти. Наиболее надежным источником остаются бюджетные средства, которые должны составить 11,3% инвестиций в основной капитал. Возможность финансирования инвестпроектов за счет собственных средств должна обеспечиваться за целевым использованием прибыли в размере не менее 25% и амортизационных отчислений — не менее 60% для модернизации производства. Идея установить нормативы направления прибыли на инвестиции и дивиденды государству выглядит весьма креативно — при условии, что у предприятий будет прибыль. Пока же она в текущем году на треть меньше, чем в предыдущем, и нет никаких гарантий, что ее объем восстановится — ведь зарплатам предписано расти и впредь. К тому же авторы прогноза, видимо, до сих пор не знают, что наличие прибыли и амортизации не гарантирует существования денег на счетах предприятий. Вспомнили власти и про фондовый рынок: ему отводится особая роль в трансформации сбережений населения в инвестиции, в т.ч. через IPO. Планируется также привлечь порядка 2,7 млрд. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе, в т.ч. через реинвестирование прибыли.

ГЛАВНЫМ драйвером роста авторы проекта считают экспорт. Он должен вырасти в 2014 г. на 11,4%, а в следующие 2 года — на 7,6% и 7,7%, тогда как импорт — на 8,1%, 7,6% и 7%. При этом сальдо внешней торговли должно с ожидаемых в текущем году –1186,3 млн. USD обрести плюс: 321,6 млн. в 2014 г., 300 млн. в 2015 г. и 708 млн. — в 2016-м. С одной стороны, ничего иного и не остается: все тракторы, комбайны и грузовики, производимые в республике, по колхозам в лизинг не раздашь, а сахар, молоко и другие продукты мы своими силами не съедим. Но с другой стороны, остальному человечеству разнарядку «купляйце беларускае» из Минска не спустишь. Выход видится в усилении господдержки экспортеров, улучшении их финансирования, упрощении таможенных процедур, предложении новых видов услуг, активизации участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и одновременно — освоении новых рынков, включая формирование зон свободной торговли со странами ЕАСТ, АСЕАН. При этом почему-то не упоминается, что такие соглашения предусматривают не только наращивание инвестиций из этих стран в белорусскую экономику и рост нашего экспорта, но и столь же свободный доступ азиатских товаров к нам. Но мы-то намерены всячески сдерживать импорт, причем не ограничиваясь рыночными механизмами. К тому же участие в зонах свободной торговли с другими странами ограничивается нашим членством в Таможенном союзе, где по крайней мере один партнер может быть против «игр на стороне». Между тем именно этому партнеру мы намерены сбывать основную часть продукции, обеспечив 20-процентный рост в Россию экспорта неэнергетических товаров.

К сожалению, отношения с отраслевыми бизнес-союзами РФ и создание совместных проектов (например, автомобильного холдинга) складываются пока не слишком гладко. Но даже если бы они были абсолютно безоблачными, россиянам, скорее всего, будет попросту не до наращивания покупок — в их экономике дела идут все хуже и хуже. В августе Минэкономразвития РФ понизило прогноз по росту ВВП России на 2013 г. с 2,4% до 1,8%, по росту промышленного производства — с 2% до 0,7%. Оценка оттока капитала ухудшена с 30 до 70 млрд. USD. Прогноз роста экономики на 2014 г. ухудшен с 3,7% до 2,8–3,2%, на 2015-й — с 4,1% до 3,2–3,4%, на 2016-й — с 4,2% до 3,3–3,7%. По-видимому, самым ходовым товаром в РФ сегодня был бы неисчерпаемый оптимизм белорусских прогнозов.

Не лучше настроение у международных организаций. МВФ и ВБ наперебой снижают прогнозы мировой экономики и отдельных стран. Например, реальный рост ВВП еврозоны оценивается в –0,6% в 2013 г. и +0,5% в 2014-м, а России — 2,2% и 3,1% соответственно. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) считает, что рост мировой торговли, замедлившийся после кризиса 2008–2009 гг., еще много лет останется слабым, а вся ее структура изменилась. Это уже ощутили на себе Китай, Бразилия, Индия и другие развивающиеся страны, чей рост зависит от экспорта. Теперь им приходится искать новый источник роста и реформировать свои экономики. С 2002 по 2007 годы объемы экспорта развивающихся стран росли на 11,3% в год, а с января 2011 г. по апрель 2013-го — только до 3,5%, прежде всего из-за снижения спроса в развитых странах. Кроме того, это сигнал о том, что условия для ведения мировой торговли в ближайшие годы будут неблагоприятны. С мнением ЮНКТАД согласны и в ВТО. Ее глава Роберто Азеведо на прошлой неделе заявил о снижении прогноза роста мировой торговли на 2013 г. с 3,3% до 2,5%. Развивающиеся страны в таких условиях просто не могут рассчитывать на свои предыдущие стратегии, полагают в ЮНКТАД, им нужно отказываться от зависимости от экспорта, развивать инвестиции в реальный сектор экономики и внутреннее потребление. Нельзя сказать, что белорусским властям неизвестны эти тенденции. Но они, судя по проекту прогноза, намерены идти своим путем — несмотря на то что принятые планы не сбываются с начала пятилетки.

ПО МНЕНИЮ многих экономистов, в мировой экономике ощутимого роста в ближайшие 3 года по многим причинам не ожидается. Исходя из этих расчетов строятся планы и определяются риски как в глобальном масштабе, так и по отдельным странам. Например, Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка РФ оценивает вероятность валютного кризиса в ближайшие 12 месяцев в Беларуси в 59%, а в конце 2014 — начале 2015 г. — 73%, даже с учетом постепенного ослабления национальной валюты в течение следующего года. При этом сравнительно низкое значение вероятности давления на белорусский рубль в следующем году, по мнению аналитиков Сбербанка РФ, не свидетельствует о позитивной динамике факторов кризиса, а является результатом равновесной корректировки реального курса белорусского рубля при девальвации 2011 г., причем этот эффект, по их оценкам, практически полностью исчерпан. Поэтому ЦМИ оценивает рост ВВП в Беларуси в текущем году в 2,1%, а в 2014-м — в 2,6%, уровень инфляции — 15% и 17% соответственно, а средний курс — 10 325 USD/Br, т.е. больше, чем в белорусском прогнозе ожидают через 3 года.

Разумеется, можно игнорировать мнение зарубежных аналитиков, тем более что большинство наших ученых скромно держат свое независимое мнение при себе. Но не повторяет ли правительство ошибку прошлых лет, завышая ожидания по росту ВВП, экспорта, производительности труда и иностранным инвестициям? Ведь тогда нереальными окажутся и все остальные показатели, в т.ч. бюджетные и социальные. С другой стороны, согласиться с 2–3-процентным ростом власти тоже не в состоянии, поскольку для страны с переходной экономикой это не обеспечивает даже расширенное воспроизводство. А тогда придется признать необходимость глубоких институциональных преобразований, грозящих изменением всей социально-экономической модели. Конечно, заходить так далеко авторы прогноза не станут. Тогда хотя бы скорректируем расчеты на реалии 9 месяцев текущего года, пока не поздно.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений