$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бюджет

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ – 2017: надо как-то расти

07.10.2016

Президент Александр Лукашенко подписал указы № 358 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год» и № 359 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год». Установленные в них показатели представляют собой компромиссный вариант оценки перспектив развития белорусской экономики.

Сегодня очевидно, что по итогам 2016 г. неизбежно сокращение объема экономики и ряда других основных макроэкономических показателей в реальном выражении. Однако власти надеются, что уже в следующем году экономика может выйти на положительные темпы роста даже при консервативном варианте развития внешних условий. При этом не предполагается заметного улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, в т.ч. на российском рынке. Такой сценарий свидетельствует, что правительство рассчитывает на успешную адаптацию белорусской экономики к шокам – падению цен на нефть, сокращению российских нефтегазовых дотаций и циклическому спаду.

Основная цель социально-экономического развития страны в 2017 г. – рост конкурентоспособности экономики и создание условий для достижения целей Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 гг.

Валовой внутренний продукт в следующем году согласно прогнозу должен вырасти на 1,7% по сравнению с 2016-м. Это довольно скромный показатель по сравнению с ожидаемыми темпами роста мировой экономики, не говоря уже о развивающихся странах. Темп роста экспорта товаров и услуг запланирован на уровне 103,8%, а сальдо внешней торговли товарами и услугами – 0,1% к ВВП.

Таким образом, пока не приходится мечтать о восстановлении показателей внешней торговли после спада почти на 37% в 2013–2015 гг. При этом можно надеяться на рост экспорта товаров в основном за счет увеличения физических объемов поставок при сохранении цен на уровне 2016 г. Предполагается, что примерно 40% ожидаемого роста ВВП будет обеспечено за счет внешнего спроса, а 60% – за счет внутреннего. Однако второй фактор выполнит свою задачу только при адекватном уровне инвестиций в основной капитал и потребления. Исходя из имеющихся источников финансирования для развития экономики объем капиталовложений на 2017 год может составить около 22,7 млрд. BYN, что эквивалентно 10,6 млрд. USD. Это обеспечит весьма скромные темпы прироста – около 1,7% к уровню текущего года.

В свою очередь, производительность труда прогнозируется на уровне 101,8% к предыдущему году и должна превышать темп роста реальной зарплаты (101,5%) и реальных располагаемых денежных доходов населения (101,3%). Такие параметры свидетельствуют, что восстановление уровня инвестиций и благосостояния населения (а следовательно, и потребления) после спада 2015–2016 гг. затянется надолго.

ЗАПЛАНИРОВАНО привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в сумме 1,4 млрд. USD. Напомним, в текущем году этот показатель составляет 1,35 млрд., а в 2015 г. планировалось 1,875 млрд. USD. Основной формой привлечения зарубежного капитала по-прежнему останутся заемные ресурсы, причем особые надежды возлагаются на Китай.

Большинство зарубежных экспертов, в т.ч. МВФ, сомневаются в возможности преодоления нашей страной спада и выхода на положительные темпы роста уже в 2017 году. Это довольно затруднительно при ожидаемых внешних условиях и отсутствии глубоких экономических реформ. Однако власти надеются, что достаточно запланированных ими мер по повышению эффективности госсектора, улучшению делового климата, снижению инфляции и стабилизации бюджетной системы. Так, 3 октября министр экономики Владимир Зиновский на встрече с членами Совета Республики Национального собрания Беларуси назвал три точки будущего роста. Первая из них – реализация 74 инновационных проектов, из которых 19 должны быть завершены в следующем году. Это должно обеспечить создание почти 1 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест и прирост ВВП в размере порядка 0,12%. В дальнейшем вклад государственной инновационной программы в ВВП будет возрастать и к 2020 г. составит более 1%,  заверил министр.

Вторая точка роста связана с Белорусско-китайским индустриальным парком, инвестиции в развитие которого должны составить не менее 60–70 млн. USD. Третья точка — новые рабочие места в малом и среднем бизнесе, в сфере услуг. По мнению В. Зиновского, здесь имеется большой потенциал импортозамещения и региональных инноваций. Заметим, что реализация потенциала этих точек роста требует значительных усилий, причем не только в следующем году, но и в гораздо более длительном периоде.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год, утвержденных Указом № 359, основной целью названо станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 9%. Эта задача провозглашается «базой сохранения макроэкономической стабильности», что свидетельствует об убедительной победе сторонников жесткой монетарной политики над апологетами «разбрасывания денег» ради достижения роста экономики.

Как указано в официальном пресс-релизе, «денежно-кредитная политика должна сохранить преемственность и содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны посредством поддержания ценовой стабильности». Отметим, что основным фактором этой стабильности как в текущем, так и в следующем году может стать ограничение не только эмиссии, но и спроса. Именно последний фактор становится все более значимым барьером для роста цен. Однако это не исключает сохранения инфляционных рисков (в т.ч. в связи с ростом тарифов ЖКХ).

В СООТВЕТСТВИИ с Указом № 359 продолжится проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, предусматривающего контроль над денежным предложением. Промежуточным ориентиром монетарной политики является широкая денежная масса, рост которой прогнозируется на уровне 14% +/- 2 п.п. Проведение жесткой политики Нацбанком, низкая кредитоспособность в реальном секторе и медленное восстановление реальных доходов населения обеспечат умеренный рост денежных агрегатов.

В 2017 г. Национальный банк продолжит работу по развитию финансового рынка и платежной системы, укреплению доверия к национальной денежной единице и снижению долларизации экономики, формированию условий для дальнейшего повышения стандартов и качества банковских услуг. Отметим, что напряженное состояние бюджета и ухудшение финансового положения предприятий могут привести к сохранению высоких кредитных рисков, что не позволит снизить процентные ставки до желаемого уровня.

Значительное внимание в 2017 г. будет уделено стабилизации ситуации с проблемными активами банков. Нацбанк намерен повысить требования к качеству управления банками кредитным риском, к величине нормативного капитала. Снижению доли проблемных активов в банковском секторе и урегулированию необслуживаемых кредитов будет способствовать деятельность недавно созданного Агентства по управлению активами. Продолжится внедрение международных стандартов ликвидности Базель III, а также практика проведения независимой оценки качества активов банков с привлечением международных аудиторских компаний

В 2017 г. регулятор намерен стимулировать банки к максимальному вовлечению на долгосрочной основе средств населения и юридических лиц в развитие экономики с использованием различных финансовых инструментов, а также принять меры по созданию условий для развития ипотечного кредитования и форм финансирования жилищного строительства.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ