Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
29.07.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОГНОЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И ЕВРАЗИЙСКОГО СОМНЕНИЯ©

Достижение прогнозного уровня роста отечественной экономики по итогам I полугодия вряд ли может служить поводом для самоуспокоения. Зарубежные эксперты сходятся во мнении, что Беларуси не избежать стагнации из-за рисков, присущих многим развивающимся странам и особенно — государствам СНГ.

Достижение прогнозного уровня роста отечественной экономики по итогам I полугодия вряд ли может служить поводом для самоуспокоения. Зарубежные эксперты сходятся во мнении, что Беларуси не избежать стагнации из-за рисков, присущих многим развивающимся странам и особенно — государствам СНГ.

В очередном бюллетене «Перспективы развития мировой экономики», опубликованном 24 июля, Международный валютный фонд нарисовал весьма тревожную картину. Прогноз мирового роста на 2014 г. снижен с 3,7 до 3,4% с учетом нарастания геополитических и финансовых рисков. Традиционно МВФ напомнил, что многим странам настоятельно требуются структурные реформы, чтобы устранить пробелы в инфраструктуре, добиться более высокой производительности, привлечь инвестиции и повысить потенциальные темпы роста. Но эти призывы столь же традиционно примут к сведению немногие. Между тем МВФ отмечает, что, хотя страны с формирующимся рынком и развивающиеся имеют разные приоритеты, многие из них располагают лишь ограниченными буферными резервами для повышения роста в случае материализации рисков ухудшения ситуации. Этим странам фонд рекомендует ограничить внешние факторы уязвимости, в т.ч. допуская изменения обменного курса в ответ на внешние финансовые шоки; сдерживать нарастание бюджетных дисбалансов и инфляционного давления.

Эти оценки в полной мере касаются и Беларуси, для которой МВФ снизил прогноз роста ВВП на т.г. с апрельских 1,6 до 0,9% (такой же, как в среднем по странам СНГ). Дефицит счета текущих операций (СТО) составит 8,8%. Дальнейшие оценки фонда еще больше расходятся с прогнозами белорусских властей: в 2015 г., по мнению МВФ, рост отечественной экономики составит 1,8%, а дефицит СТО — 7,5%, в 2016-м — 2,2% и 6,2% соответственно, в 2017-м — 2,4 и 5,6%, в 2018-м — 2,5 и 5,2%, в 2019 г. — 2,7 и 5%. Сальдо внешней торговли, по прогнозам фонда, также будет отрицательным и составит 6,8% ВВП в 2014 г., 6,2% — в 2015 г., 4,9% — в 2016 г., 4,3% — в 2017-м, 3,5% — в 2018 и 3,2% — в 2019 г.

В бюллетене отмечается, что многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся все еще адаптируются к ужесточению финансовых условий и сопутствующему повышению издержек капитала с мая 2013 г., а также к более низким среднесрочным траекториям роста. Но в свете внешних факторов уязвимости и лишь небольшого потенциала для проведения макроэкономической политики в некоторых случаях варианты политики для поддержки в случае необходимости экономического роста более ограничены. Если допустить изменение обменных курсов в соответствии с меняющимися экономическими детерминантами и решать возникающие проблемы инфляционного давления и доверия к политике властей, это в целом поможет расширить возможности для проведения денежно-кредитной политики. Отчасти эти рекомендации реализует Нацбанк РБ, балансируя между необходимостью плавного снижения курса рубля и процентных ставок и настоятельными требованиями правительства и бизнеса по наращиванию объемов кредитования.

Однако 25 июля на расширенном заседании Правления Нацбанка было заявлено, что основными задачами регулятора в т.г. остаются сохранение макроэкономической сбалансированности и замедление инфляции.

При этом процентная политика будет по-прежнему обеспечивать превышение доходности по депозитам в национальной валюте над доходностью депозитов в иностранной валюте, а динамика обменного курса будет определяться состоянием платежного баланса, а также ситуацией на внутреннем валютном и мировом финансовом рынках. Кроме того, Нацбанк намерен стимулировать банки кредитовать исключительно в соответствии с имеющимися ресурсами, делая акцент на поддержке наиболее эффективных проектов с учетом стратегической важности сбалансированного развития отраслей экономики. Сохранятся существующие жесткие подходы к рефинансированию банков в соответствии с приростом их кредитного портфеля. В целях недопущения роста проблемных активов Нацбанк рекомендовал при принятии решения о кредитовании более строго оценивать финансовое состояние заемщиков и их способность исполнять свои обязательства, а также принимать во внимание эффективность и окупаемость кредитуемых проектов. При этом перед банковской системой поставлена задача активизировать кредитную поддержку отечественных производителей, ориентированных на экспорт товаров и услуг, что в немалой степени вступает в противоречие с названными благими намерениями. Однако систематическая господдержка экспортеров в виде компенсации им части процентов по кредитам существенно смягчает монетарную политику Нацбанка и ложится дополнительным грузом на бюджет страны.

В СВОИХ тревогах МВФ не одинок. В очередном «Макромониторе СНГ», опубликованном аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР), отмечается замедление экономик стран СНГ и высокая уязвимость к шокам экономики Беларуси. По мнению ЕАБР, эти проблемы обусловлены падением инвестиционной активности в России и замедлением ее в Казахстане, снижением показателей роста в сельском хозяйстве и замедлением экспорта, а также динамики потребления домохозяйств и органов госуправления. Этот процесс затронул как экспортеров нефти и газа, так и экспортеров трудовых ресурсов и даже страны с диверсифицированной структурой экспорта. Внешние факторы также оказали негативное влияние на экономики СНГ, замедление роста которых совпало по времени с падением экономической активности в мире, сказавшейся на промышленном производстве и внешней торговле, особенно для «emerging markets» и на мировых ценах на сырьевые товары, в т.ч. на промышленные металлы и руды.

Специалисты ЕАБР отметили положительный, хотя и невысокий, рост ВВП Беларуси по итогам I квартала т.г., но обратили внимание и на неравномерный характер экономической динамики — рост продаж в розничной и оптовой торговле в 3–4 раза выше, чем рост производства в промышленности. Отметим, что эта тенденция сохранялась и по итогам I полугодия, причем данный дисбаланс власти страны обходят вниманием в публичных выступлениях. Между тем спад в обрабатывающей промышленности обращает на себя внимание экспертов ЕАБР, которые отмечают, что сокращение производства транспортных средств, машин и оборудования слабо компенсируется восстановлением роста в химической промышленности и нефтепереработке. Отметим, что структура роста ВВП республики в последние 3 года буквально «металась», меняя роль различных сегментов (см. диаграмму), причем промышленность из главного драйвера роста превратилась в тормоз.

ДОВОЛЬНО скептически в ЕАБР оценивают итоги денежно-кредитной политики белорусских регуляторов. Так, месячные темпы инфляции оставались на уровнях 1,3–2%, сходных с наблюдавшимися во II половине 2013 г. Годовой показатель инфляции снизился с 16,5% на конец прошлого года до 16% по итогам марта и 17,2% по итогам I полугодия, в основном благодаря менее значительному, чем в 2013 г., повышению регулируемых цен. Несмотря на замедление роста рублевых денежных агрегатов, имевшее место на фоне интервенций Нацбанка, проводившихся с целью ограничения скорости девальвации белорусского рубля, рост широкой денежной массы М3 был достаточно быстрым, что свидетельствует о том, что денежная политика не оказывала сдерживающего влияния на цены. Несмотря на их повышение, Нацбанк дополнительно ослабил денежную политику, последовательно снижая ставку рефинансирования в апреле–июле. В ЕАБР прогнозируют, что инерционное развитие ситуации в этой области приведет к росту индекса потребительских цен на 25–30% по итогам т.г., т.е. он будет значительно выше, чем 14–16%, планировавшиеся в Основных направлениях денежно-кредитной политики.

Ситуация в области государственных финансов по итогам I квартала изменилась к худшему по сравнению с прошлым годом: профицит бюджета сектора госуправления снизился до 0,4% ВВП с 2,9% за тот же период 2013 г. Состояние платежного баланса несколько улучшилось, по всей вероятности, в связи с консолидацией инвестиционного спроса. Дефицит СТО составил 10,9% ВВП, снизившись с 17% годом ранее. На фоне снижения притока капитала дефицит СТО в значительной степени финансировался за счет резервов Нацбанка, которые в июне удалось увеличить лишь за счет российских кредитов. Почти не изменились рост банковского кредитования и доля проблемных активов, тогда как коэффициент достаточности нормативного капитала продолжает падать.

Рост белорусской экономики, сократившийся до отрицательных значений в январе–феврале т.г., вернулся в положительную область уже по итогам I квартала, а по итогам 6 месяцев достиг 1,2%. Специалисты ЕАБР объясняют этот результат влиянием ряда факторов. Прежде всего, перестал действовать эффект высокой базы сравнения, сформированной сильной экономической активностью в начале 2013 г. Кроме того, прекратился спад в химической и нефтеперерабатывающей отраслях, внесший значительный негативный вклад в общую динамику прошлого года. Наконец, росту экономики способствовала стабилизация банковского кредитования. Видимо, масштаб этого восстановления в дальнейшем будет сдерживаться ограничениями со стороны спроса. В частности, можно ожидать дальнейшего замедления потребления домохозяйств в связи с падением темпов роста средней зарплаты в стране. Также ограниченными останутся возможности наращивания экспорта. Исполнение бюджета указывает на риск того, что итоги т.г. в этой области окажутся хуже, чем предусмотрено действующим законом о бюджете, в котором запланирован нулевой дефицит на 2014 г.

Исходя из соображений сезонности, можно ожидать, что по итогам т.г. дефицит СТО будет находиться в пределах 6–10% ВВП, полагают авторы «Макромониторинга». Фактором ожидаемого ограниченного укрепления внешнего баланса страны является замедление роста зарплат и инвестиций. В обоих случаях этот процесс, по всей видимости, отражает как изменение подходов властей, так и независимые изменения в поведении предприятий. Более существенной консолидации препятствует мягкая, по сравнению с прошлым годом, денежная и фискальная политика. Их ужесточение, ограничивающее отклонения инфляции и бюджетного дефицита от показателей, предусмотренных программными документами Нацбанка и законом о бюджете, является условием восстановления способности белорусской экономики сохранять внешнюю устойчивость без поддержки доноров.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений