Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительству разрешат перейти к «ручному управлению» экономикой в случае необходимости

Фото: neg.by

Проект закона «О социальной поддержке населения», принятый Палатой представителей сразу в двух чтениях, разработан в связи с введением экономических и иных санкций в отношении Беларуси, а также складывающейся в мире экономической ситуацией.

Документом предлагается ряд мер, которые в условиях санкционного давления позволят в случае высокой инфляции сформировать гибкий механизм поддержания уровня доходов граждан, сообщил заместитель министра труда и соцзащиты населения Валерий Ковальков. Реализация положений законопроекта даст возможность не допустить дисбаланса в росте основных видов доходов, обеспечить рациональное расходование бюджетных средств на компенсацию потерь гражданам от инфляции.

Действительно, несмотря на то, что рост цен в последнее время замедлился, в Беларуси уже достигнуты прогнозные показатели года по инфляции. И это тот фактор, на который вынуждено ориентироваться правительство при формировании политики доходов.

Регулирование социальных нормативов

Первое новшество, которое предлагает проект закона, – предоставление правительству права устанавливать в течение текущего года дополнительный порядок регулирования размеров отдельных ключевых параметров в системе социального страхования. К ним относятся бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальная заработная плата (МЗП).

Валерий Ковальков напомнил, что БПМ – социальный норматив, на основе которого определяются размеры отдельных социальных выплат, таких как социальные пенсии, доплаты к пенсиям, пособия семьям, воспитывающим детей. Соответственно, его увеличение пропорционально отражается на росте данных видов доходов.

Сегодня законодательно закреплено, что БПМ изменяется ежеквартально и зависит от цены продуктов питания. Проект закона предлагает гибкую норму, которая позволит правительству принять дополнительные подходы по пересмотру БПМ в условиях высокой инфляции. Например, изменить периодичность пересмотра его размера.

То есть в условиях значительного роста цен Совмин будет увязывать рост БПМ и, соответственно, социальные выплаты не только с уровнем инфляции, но и с ростом заработной платы и трудовых пенсий.

Валерий Ковальков подчеркнул, что это только право, альтернатива действующему порядку, который по-прежнему сохраняется. Решение о применении того или иного инструмента будет приниматься адресно, точечно, с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.

Что касается МЗП, то она является низшей границей оплаты труда работников и ежегодно устанавливается Совмином с 1 января. Автоматическая индексация МЗП (как правило, ее увеличение) происходит при превышении инфляцией пятипроцентного барьера за расчетный период, началом которого является дата предыдущей индексации.

Законопроект наделяет правительство правом устанавливать новый размер МЗП в течение 2022 г. путем принятия соответствующего постановления. Это позволит обеспечить сбалансированность и управляемость роста МЗП.

Специалисты считают, что такая норма даст возможность сохранить стимулирующую функцию заработной платы, поддержать ее реальное содержание, а также не нарушать выстроенную в организациях дифференциацию размеров оплаты квалифицированного и неквалифицированного труда, учитывать возможности бюджета для увеличения базовой ставки при оплате труда бюджетников.

Совмин будет корректировать БПМ и МЗП с учетом ряда факторов – изменения инфляции, роста производительности труда, средней заработной платы, индекса потребительских цен, трудовых пенсий, возможностей местного и республиканского бюджетов и др.

В законопроекте нет отказа от действующего порядка пересмотра как БПМ, так и МЗП. Просто предлагается еще один дополнительный инструмент, которым Совмин сможет при необходимости воспользоваться и который повысит оперативность принятия решений путем перевода механизма поддержания уровня доходов (в случае высокой инфляции) на ручное оперативное управление.

Прожиточный минимум и адресная социальная помощь

Второе нововведение – это наделение правительства правом на принятие решений о пересмотре структуры прожиточного минимума. Согласно Закону от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» правительство в 2022 г. должно пересмотреть состав и структуру прожиточного минимума, на основании которого рассчитывается БПМ. Данный норматив корректируется не реже чем один раз в три года. В результате его последнего пересмотра в 2019 г. фиксированная доля непродовольственных товаров и услуг от стоимости набора продуктов питания выросла с 77 до 83%. То есть пересмотр проводится с учетом сложившихся потребительских предпочтений, в зависимости от того, на что население тратит большую часть своих средств – на продовольственную часть корзины или на непродовольственную.

Как отметил замминистра, сегодня потребительские предпочтения населения искажены инфляционными процессами. Поэтому целесообразно провести работу по пересмотру прожиточного минимума в период, когда экономика уже адаптируется к введенным санкциям в отношении Беларуси, а также к складывающейся мировой экономической ситуации.

В частности, отпадет ажиотажный спрос на отдельные группы товаров, и в полную силу заработают меры по поддержке экономики.

Таким образом, решение о пересмотре будет приниматься к концу года. Вместе с тем, учитывая значительные финансовые затраты на реализацию этой меры, возможно, Беларусь откажется от такого сценария. Все зависит от того, сможет ли бюджет в условиях работы экономики под санкциями потянуть подобные выплаты.

Третья новация – дополнительный механизм, который позволит при отсутствии финансовых возможностей обеспечить комплексный рост доходов, оперативно выплатить единовременную материальную помощь наиболее уязвимой категории населения, не допустив социального напряжения в обществе.

Такие меры применялись в 2011 г., когда в условиях инфляции было принято решение поддержать неработающих пенсионеров.

Член Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Инна Крачек, выступавшая на сессии с содокладом, также акцентировала внимание на том, что правительству предоставляется право только в 2022 г. в зависимости от макроэкономической ситуации своевременно корректировать БПМ, МЗП, осуществлять дополнительные выплаты отдельным категориям граждан.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.b

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by