Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проект нового КоАП: сроки наложения взысканий для юрлиц и ИП унифицируют

Фото: Белновости

Спустя 5 месяцев после начала работы над новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях его проект вынесен на общественное обсуждение. Межведомственная экспертная комиссия под руководством заместителя главы Администрации Президента Ольги Чуприс скорректировала структуру документа и внесла в него ряд принципиальных нововведений. В чем их суть?

В проекте КоАП введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вред­ности и тяжести последствий.

Они разделены на три категории в зависимости от характера и степени общественной вредности:

административные проступки;

значительные административные правонарушения;

грубые административные правонарушения.

К административным проступкам предлагается отнести правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем: для физического лица – 10 базовых величин, для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин, для юридического лица – 50 базовых величин.

К значительным – правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного правонарушения, сумме уще­р­ба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо превышающем: для физического лица – 10 базовых величин, для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин, для юридического лица – 50 базовых величин.

К грубым административным правонарушениям предлагается отнести правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения специального права, лишения права заниматься определенной деятельностью.

Исходя из категории правонарушения будут варьироваться сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также возможность освобождения от административной ответственности с применением предупреждения.

Проектом также пересмотрены и виды административных взысканий: исключаются такие из них, как предупреждение и исправительные работы, вводится новое взыскание – общественные работы. Предупреждение переводится в разряд профилактических мер воздействия.

Расширяется перечень оснований для освобождения от административной ответственности с введением системы штрафных баллов. Планируется использовать устные замечания и письменные предупреждения, меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних. Начисление штрафных баллов предусмотрено при нарушении безопасности дорожного движения: они будут списываться в течение одного года.

Также расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего. Исключены правовые институты, характерные по своей сути для уголовного, а не административного законодательства (соучастие в правонарушении, покушение на правонарушение).

Упорядочиваются сроки наложения административного взыскания: для физического лица ограничатся двумя месяцами с момента совершения правонарушения, для ИП, юрлица и должностного лица такой срок будет ограничен тремя годами со дня совершения и шестью месяцами со дня обнаружения административного правонарушения. Сейчас эти сроки варьируются в зависимости от статьи КоАП.

В проекте в целом сохранен сущест­вующий подход к ответственности юридических лиц и ИП за совершение административных правонарушений. Его суть состоит в том, что за совершение правонарушений в экономической сфере в первую очередь наказывают виновных должностных лиц субъектов хозяйствования.

За совершение правонарушений в экономической сфере в первую очередь наказывают виновных должностных лиц субъектов хозяйствования. Ответственность же организаций рассматривается как дополнительная.

Ответственность же организаций рассматривается как дополнительная. Она применяется в тех случаях, когда ответственность должностного лица явно недостаточна в силу того, что нарушение приносит значительный вред интересам государства и общества, а также связано с получением организациями существенных экономических преимуществ в результате незаконной деятельности.

При этом в КоАП предлагается отказаться от института вины юридического лица, предусмотрев воз­можность наложения взыскания на юрлиц за участие в дорожном движении принадлежащих им тран­спортных средства без разрешения на допуск к участию в нем, а также за эксплуатацию автотранспорта без договора обязательного страхования гражданской ответственности.

 

Заплати быстрее и получи скидку

В новом КоАП будут закреплены экономические стимулы для оперативной уплаты штрафов. В частности, добровольное возмещение, ус­транение причиненного вреда, ис­полнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взы­скание, являются основанием для снижения размера штрафа, налагаемого на правонарушителя, в два раза.

Административная ответственность не будет применяться за отдельные деяния (прежде всего налоговые и таможенные нарушения) при их устранении, возмещении причиненного государству или иным лицам вреда не позднее 5 рабочих дней с момента выявления правонарушения.

Минимальный штраф должен будет назначаться при наложении административного взыскания в упрощенном порядке (при признании вины и согласии на применение административного взыскания без составления протокола об админист­ративном правонарушении). При его неуплате в установленный срок размер увеличат на две базовые величины.

Кроме того, проект предусматривает введение еще одного стимула: при оперативной уплате наложенного на физлицо штрафа его размер уменьшится в два раза.

Проект документа все желающие могут обсудить до 27 мая на правовом форуме Беларуси.

Дословно
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов:
  – Сегодня КоАП содержит ряд составов, фактически не востребованных правоприменителем. То есть тех, которые в течение последних лет не применялись вовсе либо имелись единичные случаи применения. Отдельные нормы представляются избыточными, поскольку предусматривают от­ветственность за сугубо формальные, не связанные с реальными вредными последствиями деяния. Часть нарушений может быть урегулирована в рамках гражданской либо дисциплинарной ответственности. Некоторые нормы утратили актуальность в связи с изменением положений отраслевого законодательства. Анализ дан­ных факторов позволил в рамках проекта предложить исключение из Особенной части значительного количества составов, не соответствующих современным реалиям.
Из интервью pravo.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by