Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
04.02.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРИРОДА СКЛАДА НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ©

В новом году одной из главных забот белорусского правительства вновь может стать борьба с затовариванием складов.

В новом году одной из главных забот белорусского правительства вновь может стать борьба с затовариванием складов.

На первый взгляд, у руководства страны есть много других поводов для беспокойства: за прошлый год не выполнено большинство показателей прогноза социально-экономического развития и денежно- кредитной политики, включая темпы роста ВВП, промышленного производства и производительности труда, экспорта и импорта, размер инфляции, золотовалютных резервов и внешнеторгового сальдо. Однако глава государства, принимая 30 января с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича, заинтересовался текущей ситуацией на предприятиях. «Как был, так и остается вопрос реализации нашей продукции. Естественно, что это валюта, естественно, не дай Бог нам повторить даже прошлогоднюю ситуацию, что отражается и на денежно-кредитной политике, и на валютном рынке, — сказал Президент. — Поэтому, что произошло на предприятиях, которые вызывали у нас тревогу? Накопление или снижение произошло складских запасов, особенно что происходит по оперативным данным в январе?».

Упомянув деревообрабатывающую отрасль, Президент отметил, что «главный вопрос — реализация продукции. И сегодня это должны быть не намерения у предприятий, а конкретно проработанные если не контракты, то предконтрактные предложения. Это очень важно. Потому что мы произведем огромное количество продукции, и нам ее некуда будет девать».

Данная проблема уже сейчас заботит многие отрасли. На 1.01.2014 г., по информации Белстата, соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в организациях промышленности, учитываемых в текущем порядке в фактических ценах, составило 70,2% против 56,5% на начало года. В стоимостном выражении объем складских запасов вырос за прошлый год с 22 193,4 млрд. Br до 27 958,2 млрд., т.е. в сопоставимых ценах на 5,9%. В частности, наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось по видам экономической деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (261,7%), «Текстильное и швейное производство» (181,8%), «Производство машин и оборудования» (174%). Выше общего уровня этот показатель в производстве фармацевтической продукции (146,7%), резиновых и пластмассовых изделий (108,4%), прочих неметаллических минеральных продуктов (90,8%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (100%), транспортных средств и оборудования (101,3%)

Правда, в декабре удалось добиться сокращения на 4,1 п.п., однако соотношение складских запасов к среднемесячному объему промышленного производства сегодня хуже, чем в 2009-м (67,9%) или 2010-м (49,5%), хотя и лучше, чем в середине 2008 г., когда оно достигало 94,9%. Напомним, в те годы данный показатель был объявлен одним из важнейших и неустанно контролировался на всех уровнях властной вертикали. Теперь проблема возвратилась.

ИЗМЕНИТСЯ ли ситуация в текущем году? Пока глава правительства с сожалением замечает, что «рынок просыпается очень медленно и существенных подвижек в оживлении экономического роста пока не наблюдается». По его словам, несколько улучшается ситуация в калийной отрасли и машиностроении. Складские запасы по сравнению с серединой прошлого года снизились на 5,5 трлн. Br и сегодня составляют около 70% месячного объема производства. Однако на крупных предприятиях, таких как БелАЗ, МАЗ, МТЗ складские запасы еще достаточно высоки, признал премьер-министр. В ответ глава государства потребовал от правительства принятия соответствующих мер, вплоть до внесения кадровых предложений.

Впрочем, от перемены персон в директорских креслах вряд ли исчезнут проблемы, из-за которых не находит сбыта отечественная продукция. Ведь от любого директора каждого контролируемого государством предприятия требуют исполнения прогнозных показателей, состав которых ежегодно меняется. К примеру, в текущем году это экспорт товаров и услуг, соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства, выручка на одного среднесписочного работника, рентабельность продаж, энергосбережение и иные показатели, достижение которых является условием оказания государственной поддержки в соответствии с законодательством.

Впрочем, в реальности такой «исчерпывающий перечень» всегда начинается с «плана по валу». Но наращивание объемов производства, не имея реальных возможностей для сбыта, всегда гарантирует рост складских запасов. Тем не менее иные предприятия притормаживают производство лишь тогда, когда склады начинают трещать от нереализованной продукции. В рыночной экономике компании сами оценивают емкость и перспективы развития рынка, планируя под него производственную программу, инвестиции в модернизацию, создание рабочих мест. У нас тоже отмечено сокращение численности работников, но, скорее всего, по другим причинам. Одновременно в республике в январе–ноябре 2013 г. 96,8 тыс. работников организаций (2,9% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе–ноябре 2012 г. — 85,5 тыс. человек, или 2,5%), численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, увеличилась на 45,7% и составила 36,1 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 0,1%, до 60,6 тыс. человек.

ЕСЛИ официальные прогнозы предполагают рост экономики, основываясь на предположении об улучшении мировой конъюнктуры, то различные опросы и мониторинги свидетельствуют, что промышленники не ждут в ближайшее время улучшения спроса ни на внутреннем, ни на внешних рынках. Такие настроения подтверждаются прогнозами зарубежных правительственных и международных организаций, согласно которым восстановление мировой экономики будет долгим и медленным. Начавшаяся в этом году девальвация валют ряда развивающихся стран, в т.ч. России, сопровождающаяся стагнацией их экономик, также способна существенно затруднить сбыт белорусской продукции за рубежом и заставляет искать пути минимизации новых валютных рисков.

С другой стороны, любая компания, заинтересованная в улучшении сбыта, вынуждена искать варианты стимулирования спроса, в т.ч. путем предоставления покупателям различных скидок, бонусов, отсрочки платежей и т.п. Однако для многих белорусских предприятий этот арсенал ограничен. С одной стороны, сроки поступления экспортной выручки ограничены Указом от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», а с другой — кредитовать покупателей при наших ставках заимствований в любом случае невыгодно. Тут отечественные предприятия не в состоянии конкурировать ни с западными корпорациями, которым доступны долгосрочные кредиты под 1–3% годовых, ни с россиянами, у которых ставки составляют 4–6%. К тому же рост дебиторской задолженности тоже вызовет недовольство начальства. Она уже по итогам 11 месяцев выросла в республике с начала года на 26,7%, в т.ч. и просроченная дебиторская задолженность — на 72,1%, в промышленности — на 28,3% и в 2,1 раза соответственно. Внешняя дебиторская задолженность без учета задолженности по авансам, выданным по внешнеторговым контрактам, заключенным в рамках реализации долгосрочных инвестпроектов, и задолженности, взыскание которой является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства, на 1.12.2013 г. составила 39 трлн. Br, что эквивалентно 4,2 млрд. USD и на 20,6% больше, чем на начало года. По сути, это означает, что белорусские предприятия вынуждены отпускать продукцию без предоплаты в значительно больших масштабах, чем год назад — особенно, принимая во внимание сокращение экспорта.

В перспективе у производителей могут появиться новые проблемы. Законом от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» предусматриваются ограничения сроков оплаты по социально значимым товарам, а торговым сетям запрещается включать в договоры, поставки условие о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Но ритейлеры вряд ли захотят брать на себя дополнительные риски и расходы, а потому многие из них предпочтут сократить объем закупок, что также скажется на запасах готовой продукции в промышленности.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений