Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
210.27
Серебро:
2.31
Платина:
91.46
Палладий:
94.97
Назад
ВЭД
26.06.2023 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Применение обеспечения при таможенном транзите: что дает новое Соглашение в рамках ЕАЭС

Фото: freepik.com

У участников внешнеэкономической деятельности из стран ЕАЭС появилась возможность снизить затраты, связанные с транзитными перевозками.

Такую возможность открывает Соглашение об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подписанное 19 апреля 2022 г. (далее – Соглашение). Документ вступил в силу на днях – 19 июня 2023 г.

Соглашение определяет особенности применения двух институтов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей (далее – обеспечение) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита:

1) генерального обеспечения;

2) поручительства.

При этом в Соглашении речь идет о применении обоих институтов в ситуациях, когда товары помещаются под процедуру таможенного транзита таможней одного государства – члена ЕАЭС, а обеспечение предоставлено таможенному органу другого государства-члена.

Генеральное обеспечение

Так, использование генерального обеспечения дает декларанту право претендовать на применение к нему упрощений при оформлении сертификата обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов. В частности, декларант сможет оформить такой сертификат на сумму, превышающую размер предоставленного генерального обеспечения на 20% или на 30%. Процент допустимого превышения зависит от того, какие условия использования этой преференции соблюдены декларантом – перечисленные в п. 2 ст. 2 Соглашения или те, которые определит Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Генеральное обеспечение будет применяться, если одним и тем же лицом на территории одного государства-члена будут совершаться несколько таможенных операций в определенный срок.

Для применения вышеуказанных упрощений заинтересованное лицо должно подать заявление в ту таможню, которой предоставлено генеральное обеспечение. Форма заявления, перечень указанных в нем сведений, сроки рассмотрения будут определяться в соответствии с законодательством государств – членов Союза (ч. 2 п. 3 ст. 2 Соглашения).

Поручительство

Соглашение также призвано стимулировать дальнейшее развитие института поручительства.

Так, в ст. 4 Соглашения определены условия для признания поручителя национальным гарантом. В частности, такой статус сможет получить только поручитель – юридическое лицо, если:

– на момент обращения с заявлением о признании национальным гарантом у него отсутствует задолженность по уплате таможенных и иных платежей;

– к нему в течение предыдущих 3 лет не применялись меры по взысканию таких платежей;

– такое лицо в течение 3 лет, предшествовавших обращению с заявлением, регулярно выступало поручителем.

Получив статус национального гаранта, поручитель тоже сможет претендовать на упрощения в части превышения размера обязательств по договору поручения над размером предоставленной гарантии надлежащего исполнения своих обязательств перед таможенными органами. Причем «вилка» допустимого превышения шире, чем в случае с генеральным обеспечением, – размеры колеблются от 10% до 100% (п. 2 ст. 4 Соглашения).

Форму заявления о признании национальным гарантом, перечень включаемых в него сведений, сроки и порядок его рассмотрения, в т.ч. порядок принятия решения о таком признании, каждая страна ЕАЭС установит в национальном законодательстве (п. 5 ст. 4 Соглашения).

В Соглашении также предусмотрены основания утраты статуса национального гаранта и закреплено, что его утрата не освобождает поручителя от исполнения непрекращенных обязательств по договору поручительства (п.п. 6 и 7 ст. 4 Соглашения).

Как подчеркнули в ЕЭК, предусмотренные Соглашением новации призваны снизить финансовую нагрузку на бизнес при совершении транзитных перевозок в рамках ЕАЭС, а также сделать саму транзитную систему Союза более привлекательной и конкурентоспособной.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений