Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Аудит
18.01.2022 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №4 (2501) от 18.01.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Портрет белорусского бизнеса в зеркале МСФО

Фото: unsplash.com / Michael Dziedzic
Аудиторская палата подготовила обзор применения МСФО в РБ на основании данных консолидированной финансовой отчетности за 2020 год, опубликованной в 2021 г. В обзор включены данные 50 открытых акционерных общества – крупнейших предприятий реального сектора. Цель обзора – проанализировать текущую практику составления финансовой отчетности по МСФО, а также привлечь внимание к проблемам и вопросам применения МСФО в Беларуси. 

МСФО не роскошь, а обязанность общественно значимых организаций

Напомним, что в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» общественно значимые организации обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в официальной денежной единице РБ. При этом общественно значимыми организациями признаются ОАО, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов.

Для данного обзора выбраны в основном организации из первой группы приведенного перечня: открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам. Финансовая отчетность других общественно значимых организаций в обзор не включалась.

Статистический портрет

Основная часть обзора представляет собой свод значимых наблюдений в отношении финансовой отчетности предприятий за 2020 год. 42% организаций из 50 акционерных обществ, отчитывающихся по МСФО (84% от общего количества), находятся под контролем государства (доля государства в уставном фонде предприятия – 50% или выше). 32% организаций – это предприятия с численностью работников от 100 до 1000 человек. Наибольшее количество работников трудится в ГО «Белорусская железная дорога» – 71 104 чел.

В состав 58% организаций входит от одной до трех дочерних компаний. По данному критерию лидерство принадлежит ГО «Белорусская железная дорога», которая насчитывает 30 дочерних компаний.

80% организаций увеличили консолидированную выручку за 2020 год по сравнению с 2019 г., 76% компаний получили прибыль, 24% завершили 2020 год с убытком. 54% организаций улучшили финансовый результат за 2020 год по сравнению с 2019 г.

Аудиторское заключение с оговорками получили 17 организаций (34% от общего перечня). Раздел «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности» имеется в аудиторских заключениях восьми организаций, или 16% от общего количества попавших в обзор. Ключевые вопросы аудита раскрыты в аудиторских заключениях пяти организаций (10% рассмотренных).

У 10% компаний из обзора – отрицательный собственный капитал, т.е. их обязательства превышают имеющиеся активы. 26 организаций, или 52% признают в финансовой отчетности актив в виде права пользования в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда». 95% организаций из выборки выбрали модель учета основных средств по первоначальной стоимости. 6% признали в 2020 г. обесценение основных средств и отнесли уценку в расходы в отчете о прибылях и убытках.

Ни одна из компаний, включенных в обзор, не имеет показателя «Гудвил» в отчете о финансовом положении. 36% организаций признают в своих активах статью биологические активы. 76% сделали раскрытие о влиянии пандемии COVID-19 на финансовую отчетность как о факторе неопределенности, который может негативно сказаться на бизнесе группы.

Самые-самые

Обзор содержит рэнкинги предприятий по отдельным показателям финансово-хозяйственной деятельности.

Самыми крупными организациями по критерию консолидированной выручки за 2020 год стали ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (7577,5 млн руб.), ОАО «Мозырский НПЗ» (6716,4 млн руб.) ОАО «Наф­тан» (6589,2 млн руб.), ГО «Белорусская железная дорога» (2479,1 млн руб.), ОАО «Савушкин продукт» (1950,8 млн руб.). Самыми прибыльными по данным МСФО оказались ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (508,7 млн руб.), ОАО «Мозырский НПЗ» (380,9 млн руб.), ОАО «Гродненская табачная фабрика» (186,1 млн руб.), ОАО «Савушкин продукт» (146,2 млн руб.) ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (111,4 млн руб.).

В топ 5 самых убыточных организаций по данным МСФО за 2020 год вошли ОАО «Гомсельмаш» (–609,4 млн руб.), ГО «Белорусская железная дорога» (–370,5 млн руб.), ОАО «Белшина» (–216,3 млн руб.), ОАО «Гродно Азот» (–125,5 млн руб.), ОАО «Красносельскстройматериалы» (–111,3 млн руб.)

Рейтинг самых крупных организаций по консолидированному капиталу по МСФО на 31 декабря 2020 г. сформировали ОАО «Мозырский НПЗ» (3416,3 млн руб.), ОАО «Наф­тан» (2108,3 млн руб.), ГО «Белорусская железная дорога» (2008,1 млн руб.), ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (1799 млн руб.), ОАО «Савушкин продукт» (1023,7 млн руб.).

В топ 5 организаций с отрицательным консолидированным капиталом по МСФО попали ОАО «Гомсельмаш» (–883,1 млн руб.), ОАО «Белшина» (–336,4 млн руб.), ОАО «Жабинковский сахарный завод» (–12,6 млн руб.), ОАО «Речицкий метизный завод» (–11,8 млн руб.), ОАО «Белорусская лесная компания» (–1,2 млн руб.)

Раскрытие дополнительной информации

Помимо показателей, характеризующих финансовое состояние организаций, отчитывающихся по МСФО, авторы обзора проследили, насколько подробно организации раскрывают информацию, характеризующую учетную политику и оценку рисков. Дело в том, что в международной системе учета и отчетности большое внимание уделяется профессиональному суждению бухгалтера, т.е. самостоятельному выбору методов учета, но в пределах альтернативно разрешенных. Поэтому именно учетная политика становится важной основой этого выбора. Примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации, входят в полный комплект финансовой отчетности согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Анализ показывает, что у большинства организаций (90%) примечание по учетной политике занимает более 10 страниц отчета.

Кроме того, МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» требует от организаций раскрывать информацию о допущениях, сделанных ею в отношении будущего, а также о других основных источниках неопределенности, связанной с расчетными оценками по состоянию на дату окончания отчетного периода, которые несут в себе значительный риск того, что в следующем финансовом году потребуется существенная корректировка балансовой стоимости активов и обязательств.

Данные анализа показывают, что большая часть организаций, отчитывающихся по МСФО (62% от общего количества), ограничивается указанием 1–3 существенных допущений и источников неопределенности и только 10% указывают наличие семи и более таких факторов. Наиболее распространенные существенные допущения и основные источники неопределенности в оценках касаются сроков полезного использования основных средств, их обесценения, уценки запасов, признания актива по отложенному налогу на прибыль, ставок привлечения дополнительных заемных средств для оценки аренды; формирования оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки по торговой дебиторской задолженности; определения справедливой стоимости финансовых инструментов; формирования резерва на гарантийное обслуживание; изменения налогообложения.

В финансовой отчетности раскрывается информация о подверженности организации финансовым рискам (кредитному риску, риску ликвидности, валютному и другим рискам), а также описывается политика организации по управлению этими рисками. (п.п. 33, 34 МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»). В отчетности должно быть приведено описание того, как компания работает с рисками, сопутствующими хозяйственной деятельности, и то, каким образом она ими управляет. Эта информация важна пользователям в условиях возможного дальнейшего обесценения белорусского рубля. Анализ показывает, что раскрытие данной информации в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) в большинстве случаев (70%) занимает от 3 до 5 страниц и только 2% организаций отводит для этих целей более 10 страниц отчета.

Как мы отмечали ранее, отдельная часть обзора посвящена влиянию пандемии COVID-19 на финансовую отчетность. Авторы обзора отметили, что 52% организаций сделали раскрытия в примечаниях к финансовой отчетности относительно влияния COVID-19 как о факторе неопределенности, который может негативно сказаться на бизнесе организаций.

***

Одним из факторов, сдерживающих применение МСФО, является низкая востребованность данной отчетности из-за неразвитости национального фондового рынка, а также высокая стоимость формирования такой отчетности и ее последующего аудита. Как показало наше исследование (см. статью «Стоимость аудиторских услуг в 2020 г. выросла, но многое зависит от заказчика», «ЭГ» № 25 за 06.04.2021), МСФО – удовольствие не из дешевых. Средняя стоимость аудита отчетности МСФО в зависимости от количества иных сопутствующих услуг и размера предприятия варьируется в пределах 30–42 тыс. руб.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by