Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.02.2010 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ В ДОЛГ

Правительство Беларуси постановлением от 10.02.2010 № 169 «Об инвестиционной деятельности в 2010 г.» довело органам госуправления задания: нарастить в реальном секторе объем инвестиций в основной капитал, привлечь утвержденные суммы иностранных инвес...

Правительство Беларуси постановлением от 10.02.2010 № 169 «Об инвестиционной деятельности в 2010 г.» довело органам госуправления задания: нарастить в реальном секторе объем инвестиций в основной капитал, привлечь утвержденные суммы иностранных инвестиций в проекты, соблюсти заданные объемы кредитования инвестпроектов. В ближайшее время от предприятий потребуют срочно представить графики помесячного выполнения заданий и отчеты о достигнутом.

Оптимальным правительству видится прирост инвестиций в основной капитал в экономике на 25% к уровню 2009 г., до 60,28 трлн. Br, в т.ч. на предприятиях, подчиненных Совмину, — на 24%, до 20,4 трлн. Br. Больше всего спрос с концерна «Белнефтехим» (5,5 трлн. Br) и Минэнерго (3,2 трлн.) — по + 25% к уровню 2009 г. Немного скромнее задания для Минтранса и Минстройархитектуры — по 2,2 трлн. Br (+ 25% и + 17%), Минсельхозпрода — 2,081 трлн. Br (+ 25%), Минпрома — 1,9 трлн. Br (+ 39%).

Отраслевые органы управления и региональные администрации получили задание привлечь иностранных инвестиций на общую сумму 5,6 млрд. USD, в т.ч. в основной капитал — 2,7 млрд. USD. Самая значительная задача стоит перед Мингорисполкомом — 763 млн. USD (ОК), Минэнерго — 375 млн.(ОК), Минтрансом — 200 млн.(ОК), Белнефтехимом — 159 млн. USD (ОК). Администрациям СЭЗ поручено привлечь из-за рубежа для финансирования инвестпроектов по 100 млн. USD, в т.ч. 60 млн. ПИИ.

От банков правительство ждет в 2010 г. 14 трлн. Br на цели инвестиционной деятельности экономических агентов, в т.ч. 6 трлн. — от Беларусбанка, 3,75 трлн. — Белагропромбанка, по 1 трлн. — от Белинвестбанка и БПС-банка.

В важнейшие инвестпроекты в этом году планируется привлечь 2,7 трлн. Br, в т.ч. 1,4 трлн. Br — извне. В частности, предприятия, подчиненные Минпрому, должны изыскать 326,7 млрд. Br. В том числе РУП МТЗ — 164,8 млрд. Br в создание и модернизацию производства, ОАО «БелАЗ» — 42 млрд. Br.

Задание предприятиям Минстройархитектуры — 790,4 млрд. Br. Основная нагрузка придется на цементные заводы, расширяющие производственные мощности за счет кредитов китайского экспортного банка.

В числе важнейших инвестпроектов Минтранса — развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава БЖД (247 млрд. Br). Минэнерго должно инвестировать 298,5 млрд. Br, в т.ч. в реконструкцию Березовской ГРЭС — 170 млрд. и строительство Гродненской ГЭС — 60 млрд.

Программа важнейших проектов Беллесбумпрома оценивается в 290,7 млрд. Br, Белнефтехима — 422 млрд. Br, в т.ч. 138,6 млрд. — на строительство стволов на шахтном поле 4 рудоуправления РУП «Беларуськалий» и 107,4 млрд. Br — в реконструкцию установки АТ-8 ОАО «Нафтан».

В столице выделяются строительство делового центра «Минск-Сити» — 20 млрд. Br (из внешних источников до конца года) и возведение бизнес-центра по ул. М. Танка (42 млрд.).

Утвержденный правительством перечень инвестпроектов, реализуемых в 2010 г. за счет иностранных инвестиций, предусматривает привлечение внешнего финансирования на общую сумму 3,3 млрд. USD, в т.ч. в основной капитал — 2,168 млрд. USD. Предприятия Минпрома должны найти 230 млн. USD, в т.ч. на модернизацию БМЗ — 42 млн. USD, РУП «Гомсельмаш» — 12,2 млн. USD, ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» — 31,9 млн. USD, ОАО «Лидский литейно-механический» —12,3 млн. USD.

Субъектам Минстройархитектуры предстоит осилить план по внешнему финансированию на сумму 267,9 млн. USD. Из этой суммы 150 млн. USD — в строительство новых мощностей на цементных заводах, 13,2 млн. — ОАО «Стеклозавод «Неман» на организацию производства стекловаты, а домостроительные комбинаты — 74,3 млн. USD в модернизацию.

Задание для Минтранса — 200 млн. USD, в т.ч. 45 млн. USD на обновление подвижного состава БЖД, 10,7 млн. — строительство транспортно-логистического центра в районе Национального аэропорта СООО «АОИ Логистик Парк», 20 млн. — реконструкция республиканских дорог департаментом «Белавтодор».

План для Минэнерго — 650 млн. USD в проекты реконструкции и строительства новых генерирующих мощностей. Для Белнефтехима — 431 млн. USD: в т.ч. на цели модернизации и реконструкции Нафтана (351 млн.), и Белшины (33 млн.).

Минсельхозпроду поручено привлечь 50 млн. USD, в т.ч. 3,8 млн. USD в строительство 6 заводов по переработке маслосемян рапса мощностью 20–30 тыс. т в год.

Брестскому облисполкому поручено привлечь в регион иностранных инвестиций на 130 млн. USD, Гродненскому — 223,5 млн., Гомельскому — 73,2 млн., Могилевскому — 139,8 млн., Минскому — 355 млн., Витебскому — 27,3 млн., Мингорисполкому — 216,3 млн. USD.

***

Кроме того, постановление № 169 содержит ряд мер, призванных стимулировать привлечение зарубежного капитала. Этот блок комментирует директор департамента инвестиционного консультирования ИК «Юнитер» Роман ОСИПОВ:

— Постановления № 169 свидетельствует о том, что до сих чиновники не различают прямые иностранные инвестиции и кредиты иностранных либо белорусских банков на покупку иностранного оборудования. Сохраняется путаница в понятиях, а значит и в приоритетах экономической политики. Большая часть заданий — это требование взять кредиты. Привлечении прямых инвесторов — финансовых стратегических партнеров практически не рассматривается.

Между тем для любой переходной экономики привлечение прямых иностранных инвестиций решается, в первую очередь, через приватизацию предприятий, продажу контрольных пакетов акций иностранным компаниям, ведущим аналогичный бизнес на глобальном уровне. Конечно, можно говорить о привлечении инвесторов в строительство новых заводов. Но на практика большинство инвесторов предпочитает покупку существующих и их модернизацию. При этом, как правило, одно из основных требований это получение контрольного пакета акций.

К сожалению, до сих пор в Беларуси нет четкой стратегии приватизации, не определены ее тип и приоритеты, в т.ч. отраслевые. Не решается вопрос о выходе на международные рынки капитала, проведении IPO, не ведется в этом направлении работа с международными институтами (ЕБРР, МФК и др.). А поскольку программа привлечения капитала из-за рубежа не увязана с программой приватизации, остается привлекать кредиты иностранных банков. Но это — не прямые иностранные инвестиции.

Правительство считает задания по привлечению инвестиций гарантией экономического роста. Однако при этом крайне усиливается кредитный риск по обязательствам государства и предприятий из-за несбалансированностью между динамикой доходов экономических агентов и их текущих и инвестиционных расходов. В ряде отраслей выручка снижается быстрее, чем затраты, в т.ч. на зарплату. Как следствие, соотношение прибыль/долг предприятий ухудшилось. Это косвенно стимулирует и повышение валютных рисков, поскольку создается разрыв между депозитной базой банков и спросом на кредиты. Сочетание этих рисков угрожает системным кризисом банковскому сектору.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка ЭГ

По данным Национального банка, в 2009 г. резиденты РБ в 2009 г. увеличили привлечение иностранных кредитов и займов на 45,1% к уровню 2008 г. до 9,157 млрд. USD, при этом они смогли погасить с учетом имевшихся просроченных долгов — 4,849 млрд. USD (+11,1%). На 1.01.2010 г. валовой внешний долг РБ достиг 21,180 млрд. USD (+39,8%). В т.ч. краткосрочный долг составил 9,046 млрд. USD (+9,3%), долгосрочный — 12,134 млрд. USD (+76,4%).

Внешний долг банковского сектора вырос на 15,3% до 3,5 млрд. USD (в т.ч. краткосрочный — 1,7 млрд. USD, долгосрочный — 1,9 млрд.) а других секторов — до 8,084 млрд. USD (6,467 и 1,617 млрд. USD соответственно).

По оценкам экспертов, почти 36% всей покупаемой на бирже валюты направляется на погашение внешних долгов. Именно исполнение обязательств по внешним долгам корпоративного сектора сопряжено с ростом кредитных рисков и рисков удержания курса национальной валюты.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by