Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
COVID-19
09.10.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №76 (2375) от 09.10.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Преодоление экономических последствий COVID-19: первый этап прошел, следующий – под вопросом

Фото: pixabay

Решение о том, продлевать или нет действие мер поддержки экономики в связи с COVID-19, пока окончательно не принято. Но бизнес выступает за такой шаг.

Закончился III квартал 2020 г., а вместе с ним завершается действие основных мер поддержки экономики в связи с потерями, которые ей принесла пандемия коронавируса.

Речь прежде всего идет об Указе от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143). В частности, документ установил до 30 сентября мораторий на повышение ставок аренды по находящейся в государственной собственности недвижимости. Также была введена возможность отсрочки с рассрочкой по арендной плате на этот период.

Аналогичная мера касалась налогов и сборов – и тоже по решениям местных властей. Уплата отсроченных и рассроченных платежей, а также налогового кредита должна осуществляться равными долями с 1 октября по 31 декабря текущего года.

Также во II и III кварталах местные органы власти могли отдельным плательщикам снижать суммы уплаты налога на недвижимость и земельного налога, размеры арендной платы за землю. Ряд послаблений вводился со стороны администраций свободных экономических зон. Перечислены те меры, реализация которых с октября прекращается.

Эти и другие виды поддержки коснулись организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, по мнению разработчиков, сильнее всего пострадавших от последствий пандемии и включенных в утвержденный список. В их числе транспортная и логистическая деятельность, услуги по временному проживанию, общепит, туристическая деятельность, бытовые услуги и др.

Премьер-министр Роман Головченко сообщил, что налоговые льготы и преференции в рамках Указа № 143 получили около 47 тыс. субъектов хозяйствования и ИП на общую сумму более 34 млн руб. По словам главы правительства, принято около 8 тыс. решений о предоставлении арендных каникул, объем поддержки по этому направлению составил более 30 млн руб.

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского провел опрос среди своих членов о действенности антикризисных мер, и наиболее ощутимой из них названо решение Минского горисполкома по снижению арендной платы для организаций, у которых снизилась выручка больше чем на 40%.

На фоне роста заболеваемости коронавирусом в Беларуси (Мин­здрав заявил о начале второй волны пандемии – в сутки сейчас фиксируется более 400 новых случаев, что сопоставимо с апрельскими цифрами) логичны как активизация противоэпидемиологических мер, так и решение вопроса о продлении имеющихся или введении новых мер поддержки экономики. Ни того, ни другого пока не происходит.

13 августа Минэкономики сообщило, что оно инициирует продление срока действия Указа № 143 с одновременным расширением подпадающих под него видов деятельности.

– В середине августа мы опрашивали бизнес на предмет того, насколько целесообразно продление действия мер поддержки. В основном фидбэк был положительный. Но пока инициатива не получила форму проекта указа. Ее целесо­образность по-прежнему определяется на уровне нашем и Совмина, – сообщили «ЭГ» в пресс-службе Мин­экономики.

Сейчас рискует реализоваться сценарий, о котором бизнес-союзы говорили в период разработки пакета мер поддержки: период отсроченных выплат выпадает на еще большее, чем весной, падение экономики, и может случиться так, что многим будет просто нечем погашать и текущие платежи, и накопленные. К тому же затягивание решения о продлении либо непродлении действия Указа № 143 негативно сказывается на возможности финансового планирования деятельности субъектов хозяйствования.

Напомним, что прямые меры поддержки бизнеса, аналогичные тем, которые применялись в большинстве развитых стран, в Беларуси изначально были признаны невозможными из-за дефицита бюджетных средств.

По мнению и.о. председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктора Маргелова, продление действия документа «крайне необходимо, но эта мера крайне недостаточна сегодня». В бизнес-союзе считают, что нужны более радикальные решения с более длительным сроком действия.

Я еще в самом начале разработки проекта указа говорил: давайте просто решим, кого надо спасать, а кому объявить, только честно: «Ребята, разбирайтесь сами». Если спасать, тогда нужны меры именно для спасения, – подчеркнул эксперт. – Указ № 143 сработал крайне слабо. Но даже эта помощь людям очень нужна.

Он также напомнил, что так и не принят обещанный отдельный Указ о поддержке туристической отрасли, предусматривающий отсрочку по возврату средств за проданные, но не использованные путевки.

Интервью с Виктором Маргеловым о состоянии диалога бизнеса и власти читайте в следующем номере «ЭГ».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений