Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
09.01.2015 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРЕДНОВОГОДНИЙ СМОТР©

Накануне нового года представители Министерства по налогам и сборам рассказали на пресс-конференции об основных изменениях в налогообложении. Среди них главным можно считать повышение ставки подоходного налога для физических лиц с 12% до 13%, для ин...

Накануне нового года представители Министерства по налогам и сборам рассказали на пресс-конференции об основных изменениях в налогообложении.

Среди них главным можно считать повышение ставки подоходного налога для физических лиц с 12% до 13%, для индивидуальных предпринимателей — с 15% до 16%, ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций — с 18% до 25%, акцизов на табачные изделия — на 15–30%, в т.ч. на алкоголь, в частности, крепкий — на 6%. Проиндексированы также ставки единого налога и налога на землю. Кроме того, в рамках изыскания средств для дополнительных поступлений в казну местным органам власти дано право увеличивать ставки налогов на недвижимость и землю не в 2, как в прошлом году, а в 2,5 раза. Таким образом, ставки этих налогов в реальности могут существенно возрасти.

По словам замминистра по налогам и сборам Эллы Селицкой, увеличение ставок сделано в целях консолидации доходов государственного бюджета. При этом она обратила внимание, что повышение ставки подоходного налога имеет строго целевое назначение и будет направлено на помощь многодетным семьям в соответствии с Указом № 582. По оценке начальника главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаила Рассолько, за счет увеличения ставки подоходного налога казна пополнится на 300 млрд. Br при общей сумме поступлений этого налога в 30 трлн. Br. Он также отметил индексацию на 15,4% налоговых вычетов. При этом социальный вычет на расходы по добровольному медицинскому страхованию увеличится с 12 млн. до 16 млн. Br.

Среди стимулирующих мер на 2015 г. Э.Селицкая назвала введение двух льгот по НДС: по лизинговым операциям и при обслуживании транспортных средств нерезидентов. А инвестиционный вычет по налогу на прибыль распространен и на сферу торговли.

Многочисленные изменения в 2015 г. произошли в применении упрощенной системы налогообложения. Повышены критерии выручки для ее применения, введен ряд ограничений для лиц, имеющих право ее использовать. Это связано с тем, что УСН оказалась не только привлекательным режимом налогообложения, но и одним из способов его минимизации. В прошлом году ее применяли уже 43% плательщиков, а их число выросло на 15%, тогда как по итогам I полугодия 2014 г. поступления от них в казну сократились на 6–9%. Поэтому в Налоговый кодекс включено ряд мер, призванных перекрыть некоторые возможности уменьшения налоговой базы. Впрочем, Э.Селицкая полагает, что упрощенная система налогообложения у нас более благоприятна, чем в РФ, где действует ставка налога 6%. Правда, можно напомнить, что у наших соседей можно использовать несколько вариантов «упрощенки», в т.ч. с учетом затрат. Добавим, что в 2015 г. у нас земельный налог придется платить и компаниям, применяющим УСН. Так что для белорусских «упрощенцев» налоговая нагрузка в новом году возрастет.

Э.Селицкая положительно оценила расширение сферы электронного декларирования и в целом электронных сервисов МНС. Налоговые декларации в прошлом году применяли 56,3% плательщиков, в т.ч. более 80% коммерческих организаций. Растет и популярность такого сервиса, как «личный кабинет». Если в 2013 г. им пользовались менее 3 тыс. плательщиков, то в 2014 г. — более 40 тыс. С 2015 г. извещение на уплату земельного налога и налога на недвижимость можно будет получать в электронном виде. Таким образом, общение плательщиков с налоговыми органам становится все более «бесконтактным».

Отличительная особенность налогового законодательства в 2015 г. — существенное усиление контроля в сферах, традиционно генерирующих высокие налоговые риски и используемых для минимизации налогов. Так, с 60 млрд. до 1 млрд. Br снижен размер контролируемых сделок при трансфертном ценообразовании. Как объяснила Э.Селицкая, до сих пор нормы ст. 301 НК применить было практически невозможно, поскольку под этот критерий не попадало большинство сделок. К тому же в мировой практике чаще всего вообще нет ограничений для контроля трансфертного ценообразования.

Другой аспект контроля — расширение обязанностей банков сообщать налоговым органам различную информацию, в частности, о покупателях валюты. Здесь о доходах граждан всегда можно узнать немало интересного. Например, в прошлом году был зафиксирован пенсионер, купивший валюты на 5 млн. USD. В перспективе должны появиться новые механизмы контроля доходов граждан. Так, подготовлен проект указа Президента, направленный на пресечение выплат зарплат в конвертах.

Нормы Указа № 361 о 3-месячной отсрочке принятия к вычету «входного» НДС в 2015 г. действовать уже не будут. Но это не повод расслабляться. В новом году одной из задач налоговых органов является сокращение импорта с помощью фискальных инструментов, предупредила Э.Селицкая. Так что можно ожидать других, не менее радикальных действий со стороны государства, причем в любой момент. Впрочем, корректировки в НК тоже можно считать внезапными — Закон № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» был по недоброй традиции подписан только 30 декабря, а опубликован уже январе.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by