Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
29.10.2013 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРЕДЕЛЫ ИНТЕГРАЦИИ:©

На заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 24 октября были рассмотрены актуальные вопросы, определяющие динамику и перспективы дальнейшего развития интеграции России, Беларуси и Казахстана, включая договор о Евразийском экономическом союзе, модельный закон о конкуренции, исполнение бюджета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и т.д. Кроме того, обсуждались перспективы дальнейшего взаимодействия «тройки» с Арменией и Кыргызстаном, желающими вступить в Таможенный союз и ЕЭП, и с Украиной, которая намерена подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

от трех до бесконечности

На заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 24 октября были рассмотрены актуальные вопросы, определяющие динамику и перспективы дальнейшего развития интеграции России, Беларуси и Казахстана, включая договор о Евразийском экономическом союзе, модельный закон о конкуренции, исполнение бюджета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и т.д. Кроме того, обсуждались перспективы дальнейшего взаимодействия «тройки» с Арменией и Кыргызстаном, желающими вступить в Таможенный союз и ЕЭП, и с Украиной, которая намерена подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

«ЕЭС призван обеспечить максимальную реализацию свободы передвижения товаров, услуг и капиталов, создание евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций», — заявил президент РФ В.Путин. По его мнению, такое сближение обеспечит самые благоприятные условия для развития потенциала наших экономик, нынешние показатели которых выглядит вполне приемлемо на фоне общего замедления в мире. По-видимому, «приемлемыми» следует считать и темпы роста ВВП ниже среднемировых, самую высокую в Европе инфляцию, отток капитала из РФ и отсутствие его притока в Беларусь. На фоне этих мелочей В.Путин призвал углублять интеграцию, совершенствовать наш общий рынок товаров и услуг, улучшать условия ведения бизнеса.

Его коллеги были более конкретны и менее оптимистичны. «Сегодня, несмотря на проведенную нами работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло», — заявил А.Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в узком составе. По мнению белорусского Президента, члены Таможенного союза не могут продуктивно двигаться дальше, не выполнив предыдущих договоренностей, не достигнув тех практических целей интеграции, о которых неоднократно заявлялось ранее.

Свой счет у Казахстана. Н.Назарбаев отметил, что есть экономические вопросы, на пути движения товаров продолжают чинить препоны фитосанитария, лабораторные исследования под всякими предлогами, на которые жалуются казахстанские бизнесмены. К тому же Казахстан и Беларусь экспортируют в Россию в 3–4 раза меньше, чем Россия экспортирует обратно, создается торговый дисбаланс. Тем не менее Москва требует раскрытия союзного рынка услуг, что позволит, в частности, прийти в Казахстан российским банкам, авиакомпаниям и прочим. Но такое решение, по мнению Н.Назарбаева, требует поэтапного перехода с учетом лучших национальных практик, чтобы «не тянуть реформированные государства назад». Заметим, что нереформированным поэтапность еще нужнее — чтобы догнать остальных.

Режим зоны

Особое внимание на итоговой пресс-конференции саммита было уделено перспективам подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом. С одной стороны, В.Путин заявил, что «это вообще не наше дело». Но, с другой — нашим южным соседям грозит существенное осложнение отношений с «тройкой». Здесь Киеву не поможет и участие в зоне свободной торговли со странами Таможенного союза. На то в Соглашении от 18.10.2011 имеется приложение № 6, согласно которому в случае, если участие одной из сторон в соглашении ведет к росту импорта из такой стороны в объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники ТС после проведения соответствующих консультаций вправе ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.

По мнению В.Путина, это означает, что товары украинского производства, как и товары из третьих стран, поступающие из Украины в ТС, не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли. Российский президент объяснил, что из 10,5 тыс. импортных тарифов примерно 7666 Украине придется обнулить уже в начале следующего года, еще через 3 года — 85,5%, еще через несколько лет — 98,5%. Такое раскрытие рынка «очень опасно» для России и неприемлемо на нынешнем этапе развития ее экономики. Вероятно, Беларуси и Казахстану придется присоединиться к этой позиции.

Интересно, что сама Россия с 2004 г. участвует в работе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), в которой состоят либо в той или иной форме участвуют не только Вьетнам, Индия и Турция, которые, как нас уверяют, мечтают о вступлении то ли в Таможенный союз, то ли в зону свободной торговли с его участниками, но и Китай, Япония, Пакистан, Южная Корея, Новая Зеландия, Монголия, Австралия, США и Канада. При этом в экономической сфере страны ASEAN декларируют политику углубления интеграции, торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 г. и вступившего в силу 1.01.2002 г. соглашения о создании зон свободной торговли АФТА и FTA, а также «ASEAN + 3» и «ASEAN + 6», рамочного соглашения о зоне инвестиций (ФИФ) и схемы промышленного сотрудничества (АИКО). США, участвуя в соглашениях NAFTA ASEAN, договариваются о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Израиль заключил соглашения о свободной торговле с США, ЕС (в рамках Соглашения об ассоциации), Европейской ассоциацией свободной торговли, Канадой, Турцией, Мексикой и рядом других стран, что не мешает ему обсуждать теперь возможность заключения схожих соглашений одновременно с Россией и Украиной. Таким образом, мировой опыт показывает, что можно благополучно участвовать одновременно в нескольких межгосударственных экономических объединениях без ущерба для своих партнеров. Одновекторный режим тут не обязателен, если не стремиться к экономической автаркии по образцу СССР.

Арифметика интеграции

Отринуть подобные подозрения, вероятно, должны заявления о желании Турции, Сирии, Индии присоединиться к Таможенному союзу. Но реально ли это? Очевидно, что Армения и Кыргызстан, ВВП которых составил в прошлом году 6,9 и 6,5 млрд. USD соответственно (т.е. 6,1% ВВП стран «тройки»), и имеющие 3,3 и 5,6 млн. весьма небогатого населения, мало что добавят к потенциалу ТС. Промышленность и сельское хозяйство этих стран не способны хоть в чем-то конкурировать с российской или белорусской. Терять им нечего, зато есть надежда на газовую скидку и допуск гастарбайтеров в Россию, а если повезет — на их безопасность при очередных погромах. Например, сегодня средний тариф на импорт в Кыргызстане составляет лишь 5,1%, тогда как в ТС — 10,5%. Это значит, что после присоединения к «тройке» товары из третьих стран станут дороже, что вызовет всплеск цен. Так что Бишкеку придется договариваться о льготном периоде по ряду товаров, которые временно будут завозиться с минимальной либо нулевой пошлиной — хотя бы для внутреннего потребления. С другой стороны, 42,7% товарооборота республики приходится на страны ТС, в т.ч. более 27% — на торговлю с Россией, почти 13% — на Казахстан, и 2% — на Беларусь. Кыргызские экономисты не ждут больших доходов от Таможенного союза, но надеются на минимизацию потерь, решение проблем с мигрантами и энергоносителями.

Другое дело Индия и Турция с номинальным ВВП почти в 2012,8 млрд. и 786,3 млрд. USD и населением 1,24 млрд. и 74 млн. человек. Но реальность перспектив создания зон свободной торговли ТС с другими странами невозможно оценить одним действием арифметики. Ведь если убрать таможенные барьеры, поток турецких и индийских товаров, в т.ч. легкой промышленности и бытовой техники, просто заполонит рынки ТС. Нынешняя конкуренция «серого» импорта и суета полулегальных «челноков» покажутся тогда белорусским предприятиям детской игрой. Так что, натешившись «плюсами» расширения интеграции, властям РФ, Беларуси и Казахстана вместе с ЕЭК придется оценить, чем обернется деление евразийского рынка с новыми союзниками и какие изъятия и ограничения ввести, чтобы защитить национальный бизнес.

При желании недостатка в аргументах не будет. К примеру, В.Путин заранее предвидит, что Украина завалит рынки ТС продукцией «отверточной сборки», а чтобы ввести техрегламенты ЕС, ей нужна модернизация экономики стоимостью в сотни млрд. евро, которые Брюссель Киеву не даст. Президент РФ не уточнил, какие инвестиции нужны, чтобы техрегламенты ТС обеспечили мировую конкурентоспособность экономик «тройки». Впрочем, не только Украине, но и нам членство в ТС не гарантирует ни притока инвестиций, ни свободного перемещения товаров и капитала. В случае обострения конкуренции в той или иной сфере повод для ограничений у преемников г-на Онищенко всегда найдется. Что до снижения цен на газ, то Украина больше надеется на диверсификацию в энергетике, чем на постоянную зависимость от милостей «Газпрома».

Заверения украинского президента В.Януковича, что, создав зону свободной торговли с ЕС, Украина будет способствовать активизации торговли, инноваций между нашими странами, а потому не стоит создавать искусственных барьеров в торговле, нужно искать компромиссы — не произвели на его московского коллегу впечатления.

Искусство компромисса

Пока же компромиссы нужно искать в отношениях между нынешними членами ТС. Одним из основных вопросов здесь является отмена взимания экспортных пошлин на экспортируемые Беларусью нефтепродукты, произведенные из российской нефти, и перечисляемых в бюджет РФ. В.Путин полагает, что здесь нужно найти баланс интересов, позволяющий убрать все изъятия из таможенных правил в рамках Таможенного союза, в т.ч. как связанные с нефтепродуктами и нефтью, так и все остальные — но это требует определенного времени. Более конкретно в пятницу 25 октября высказался первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Он разъяснил, что действующий порядок сохранится до конца текущего года, а на 2014 г. еще нужно договариваться: белорусской стороне придется подписать документы, которые полностью ликвидировали бы все изъятия в торговле с РФ, тогда и российские изъятия по экспортным пошлинам применяться не будут (хотя некоторые, возможно, останутся и потом). Правда, «пока сложно сказать, возможно ли это, поскольку Казахстан пока не готов к такому сценарию» — предупредил вице-премьер. В Астане считают, что если с 1 января 2015 г. отменить все изъятия, то казахстанский бизнес окажется в значительно худшем положении, потому что многие услуги, в т.ч. банковские, страховые, финансовые, строительные, в РФ значительно конкурентнее. Поэтому требуется значительный переходный период, как минимум в несколько лет. Не согласовывается и график поставок нефти, который запрашивает Беларусь.

Заметим, что, по данным Минэкономразвития РФ, на 1 октября т.г. в Беларуси действует 12 нетарифных мер регулирования, которые расцениваются как ограничительные меры в отношении российских товаров (см. справку). Ограничения применяются еще в 17 странах (например, в Украине — 13, Индии — 11, Турции — 2) и в Евросоюзе, но там они в основном касаются отдельных товаров и осуществляются в форме антидемпинговых мер, специальных защитных расследований и квотных ограничений. Это достаточный повод, чтобы не допускать часть товаров очередных претендентов в нашу зону на российский, а следовательно, и евразийский рынок. Но с белорусскими ограничениями дело обстоит иначе: это базовые принципы экономической политики государства, которые формируют административные меры регулирования отдельных сфер деятельности и рынков в целом. Так что отказываться от них будет довольно сложно — особенно на практике. Но, как признал Президент РБ, «не стоит опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень. Суверенитет — не икона. Все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то жертвовать».

Интересно, какой же частью суверенитета можно поступиться ради поставок нефти, газа, кредитов, сохранения рынков сбыта и сколько стоят все те блага, которые срочно нужны для стабилизации белорусской экономики?

Леонид ФРИДКИН

СПРАВКА «ЭГ»

По оценке Минэкономразивтия РФ, по состоянию на 1 октября 2013 г. в Беларуси действует 12 нетарифных мер регулирования, ограничивающих доступ российских товаров в республику, в т.ч.:

административные меры по ограничению участия российских поставщиков в процедурах государственных закупок;

предоставление в Беларуси льгот при закупке по лизингу белорусских транспортных средств у производителей;

ввоз в республику табака и табачных изделий исключительно через специмпортеров, определенных Президентом Республики Беларусь;

ввоз в республику продуктов переработки рыбы исключительно через строго ограниченное число ежегодно определяемых импортеров;

административные меры по ограничению доступа продуктов переработки рыбы на белорусский рынок (письмо Минторга РБ от 5.02.2013 № 05-02-15/73к);

ввоз в республику алкогольной продукции исключительно через специмпортеров, определенных Президентом Республики Беларусь;

административное регулирование импорта республики, в т.ч. из России, через обязательное выполнение соответствующего параметра прогноза социально-экономического развития. Мера распространяется на все товары, в т.ч. сельскохозяйственные;

обязательная маркировка контрольными знаками кофе, чая, мате, масла растительного, икры осетровых и ее заменителей, соков фруктовых и овощных, вод с добавлением вкусо-ароматических веществ, пива, слабоалкогольных напитков, масел моторных, моющих средств, антифризов, обуви, принтеров, вычислительных машин, мониторов, мобильных телефонов, материальных носителей, телевизоров, часов;

ограничение доступа лекарственных средств и изделий медицинского назначения (информационное письмо Минздрава РБ от 29.07.2011 № 12-1-10/833-763);

применение дифференцированных ставок акцизов на табачные изделия, исходя из ценовой категории, к которым эти изделия относятся;

программы импортозамещения с ежегодным утверждением перечня и объемов производства импортозамещающих потребительских товаров;

регулирование цен на социально значимые товары (работы, услуги) (постановление Совмина РБ от 7.12.2011 № 1655).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by