Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
06.04.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пределы интеграции

От союза до котировки

Канун 14-й годовщины создания Союзного государства министры финансов и главы центробанков стран — членов СНГ отметили инициативой расширения использования национальных валют во взаимной торговле. Это не столь радикальный шаг, как переход к единой валюте, но любой вариант синхронизации валютной политики тоже непросто воплотить в жизнь.

Как сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, в настоящее время ведется работа, чтобы политика центробанков стран СНГ и взаимный режим расчетов позволяли расширить использование национальных валют. В частности, взаимные котировки валют стран СНГ должны заменить нынешние, осуществляемые через третью валюту, — доллар или евро, что, как уверен А.Кудрин, осложняет оценку стоимости товаров и увеличивает издержки бизнеса.

В прошлом году много говорилось о закате эры доллара, переходе на иные резервные и расчетные валюты. Адекватной замены пока не нашлось, но волатильность курса доллара и желание снять транзакционные издержки заставляли развивающиеся экономики все чаще заключать двусторонние своповые договоры (в т.ч. между нашей страной и Китаем), а значительная часть расчетов белорусских предприятий с РФ ведется в российских рублях. К тому же в октябре на саммите СНГ было решено создать рабочую группу по вопросам о расширении использования национальных валют. Ее разработки должны лечь в основу соглашения о валютной политике и торговле.

Под валютным союзом обычно понимается группа стран, установивших границы взаимных колебаний курсов своих национальных валют. История знает немало примеров таких объединений — удачных и не очень. Все зависит от принципов их создания, соблюдения договоренностей, сходства макроэкономических, налоговых и политических особенностей стран-участниц, согласованной политики в отношении дефицита бюджета и источников его финансирования. Запустить механизм котировки чисто рыночными способами в масштабах СНГ, ЕврАзЭС и т.д. нелегко, поскольку валюты наших стран не являются свободно конвертируемыми, полагают одни эксперты. Другие считают, что проблема скорее в законодательных барьерах, не позволяющих банкам-нерезидентам свободно заключать сделки на рынках других стран СНГ. Но если допуск банков Казахстана или Беларуси к торгам на ММВБ на общих правах ничем не грозит российскому рублю, то для белорусского валютного рынка последствия аналогичного шага могут быть куда серьезнее — слишком велики различия наших финансовых систем. Скажем, Соглашение о создании Платежного союза государств — участников СНГ было принято еще в 1994 г., а в 90-е Нацбанк РБ заключил ряд двусторонних соглашений о взаимном использовании национальных валют в расчетах.

Но согласовать единые валютные правила дело непростое. К примеру, у нас, в отличие от союзников, сохраняется обязательная продажа части валютной выручки в СКВ и российских рублях. Понравится ли государству массовый переход предприятий в расчетах на тенге, гривны и сомы? К тому же, пока белорусский рубль плавно девальвируется к доллару (на 4% за I квартал), евро (2,3%) и российскому рублю (7,2%), последний укрепляется к двум первым — на 2,8% и 8,5%. Если бы Центробанк РФ не сдерживал этот рост регулярными интервенциями, а к нам не подоспел очередной транш МВФ, разница была бы еще больше. При этом не секрет, что своим ростом российская валюта обязана ценам на нефть, зависящим, прежде всего, от улучшения ситуации в мировой экономике. А оживлению промышленности США и ЕС в немалой степени способствовали ослабление доллара и евро. Вот и попробуй “отвязаться” от них.

Не исчезают и противоречия во внешней торговле союзников, заставляющие белорусов искать лучшей экспортной доли за океаном, а россиян — объекты для инвестиций. Например, пока мы рассуждаем о перспективах приватизации своей нефтехимии, «Роснефть» сообщила о намерении купить у венесуэльской госкомпании PdVSA контрольные пакеты акций четырех германских НПЗ.

Тем не менее, российские политики опять поминают проект единой валюты, причем уже не Союзного государства, а Таможенного союза. Однако, это, как, заявил замминистра иностранных дел РФ Андрей Денисов, — дело отдаленного будущего, венчающее «процессы взаимопереплетения экономических комплексов настолько, насколько это было бы необходимо и востребовано". А будущее не приходит само. Пока же президент нашей южной соседки Виктор Янукович дезавуировал предложение заместителя премьер-министра Владимира Семиноженко обсудить возможности создания союза Украины, России и Беларуси, напомнив, что “есть неопровержимая истина — Украина независимое суверенное государство». В.Янукович, подчеркнул, что активная интеграция в Евросоюз — стратегическое направление Украины. А потому делегирование части суверенитета в рамках каких-либо объединений исключено. Что до Таможенного союза, то тут у Украины немало сомнений: участие в нем не гарантирует снижения цен на энергоресурсы, но сулит обвинения в нарушении правил ВТО, членом которой наши соседи уже стали. Да и нынешние участники ТС пока не могут внятно оценить полученные преимущества и недостатки. А потому вполне естественно звучит заявление украинского премьера Н.Азарова во время визита в Москву: «Очень легко въехать, что для тебя что-то невыгодно, а вот выехать из этого достаточно трудно»...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений