Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
04.08.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правовые рамки для криптовалюты и ICO

Бурный рост рынка криптовалют и предложений цифровых токенов (Initial Coin Offering – ICO) для привлечения капитала заставляет регуляторов разных стран экстренно заполнять правовые пробелы. Капитализация рынка 100 криптовалют, отслеживаемых Coin Market Cap (объем доступных для торговли цифровых денежных средств), в конце июля превысила  88 млрд. USD, тогда как еще 3 месяца назад составляла около 30 млрд. В текущем году сделки ICO привлекли только в США более 1 млрд. USD.

Однако отсутствие ясного определения и регулирования вызывает множество вопросов о том, во что именно ввязываются инвесторы и что их ждет в дальнейшем. Зарубежный опыт в этой сфере представляет интерес и для Беларуси. Ведь в проекте декрета о новых условиях работы Парка высоких технологий должны быть обозначены правовые рамки для оборота цифровых валют в нашей стране.

Пока статус криптовалют  находится в правовом вакууме, а операции с ними осуществляются в неформальном секторе экономики. Представляется затруднительным даже определить правовую природу отношений, возникающих при проведении ICO или краудсейла (сбор средств с применением криптовалют по аналогии с краудфандингом, точнее – краудинвестингом). В какой-то мере ICO можно рассматривать как аналог первичному публичному раз­мещению акций (Initial Public Offering – IPO). Но здесь эмитент анонимен, не несет никаких обязательств, а инвестор получает только право купить токен (электронный жетон, дающий доступ к блокчейн-сети, выполняющий функции внутренней платежной единицы или акций) и продать его, если найдутся желающие его приобрести.

Первый шаг к легализации криптовалют сделали японские власти. Они признали виртуальную валюту эквивалентом имущественной ценности, которую можно использовать в качестве платежного средства, покупать и продавать неопределенному кругу лиц.

Следующий шаг сделала Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), объявив, что намерена применять к операциям ICO законы и нормы, регулирующие оборот ценных бумаг. В опубликованном SEC докладе изучался опыт размещений на примере децентрализованной автономной организации (DAO) и компании Slock.it («умные» замки для электронных контрактов). По мнению комиссии, проект DAO, который в 2016 г. привлек через криптовалюты 150 млн. USD, отвечает определению ценной бумаги. Поэтому SEC намерена возложить на эмитентов подобных активов и их инвесторов обязанность соблюдать действующее законодательство о рынке ценных бумаг. При этом требования будут применяться к купле-продаже ценных бумаг как за доллары США (или иные традиционные валюты), так и за криптовалюту. Правила регистрации и проведения операций с ценными бумагами теперь затрагивают и активы на основе технологии распределенного реестра (блок­чейн).

С одной стороны, решения SEC и других регуляторов замедлят рост рынка ICO и затруднят доступ к нему многим инвесторам. Но с другой стороны, рынку требуется регулирование, ясные правила, четко определенные права, обязанности и ответственность сторон. В противном случае новые инструменты, помимо высоких рисков, окажутся слишком удобными для различных мошеннических и преступных операций.

Отметим, что полномочия SEC распространяются на участие американцев в ICO по всему миру. Поэтому организаторы ICO уже теперь пытаются ограничить участие в своих операциях инвесторов из США и даже иногда блокируют доступ к сайтам с американских IP-адресов. Ожидается, что организаторы ICO постараются формулировать условия выпуска своей виртуальной валюты так, чтобы их токен не подпадал под определение финансового инструмента. Сделать это будет непросто. Определения, содержащиеся, скажем, в законе Додда-Франка, международных и американских стандартах финансовой отчетности (в т.ч. в US GAAP и IFRS 7 и 9), оставляют для подобных маневров не так много места.

ВСЛЕД за американскими коллегами  кредитно-денежное управление Сингапура (MAS) выпустило 1 августа т.г. разъяснение, в котором объявило, что будет регулировать предложение или выпуск цифровых токенов, если они представляют собой продукты, подлежащие регулированию в соответствии с мест­ным законом о ценных бумагах и фьючерсах.

MAS особо подчеркивает уязвимость ICO с точки зрения рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, в силу анонимной природы операций и простоты, с которой можно привлечь крупные суммы денег за короткий промежуток времени. Еще в 2014 г. MAS заявлял, что, хотя виртуальные валюты не регулируются сами по себе, посредники, имеющие дело с такими валютами, должны регулироваться с точки зрения таких рисков. Сейчас оцениваются возможности подобного регулирования.

По мнению MAS, цифровые токены могут свидетельствовать о владении или доле в активах или имуществе выпустившего их лица. В таком случае выпуск токенов может рассматриваться как предложение ак­ций или паев в коллективной инвестированной схеме. Примеры механизмов, которые попадают под пересмотренное определение коллективных инвестиционных схем, подробно описаны в главе 3 части I консультационного документа по Предложению об усилении нормативных гарантий для инвесторов на рынках капитала. Цифровой токен также может свидетельствовать о долге его эмитента перед покупателем и рассматриваться как долговое обязательство.

В случаях, когда цифровые токены попадают под определение ценных бумаг, их эмитенты должны будут подать и зарегистрировать проспект эмиссии в MAS прежде, чем предлагать данные активы. Эмитенты или посредники, работающие с такими токенами, также должны будут соблюдать требования по лицензированию в соответствии с законами о ценных бумагах и о финансовых консультантах, «анти­отмывочные» требования. Плат­формам, организующим вторичную торговлю циф­ровыми токенами, придется получить одо­брение от MAS в качестве оператора обмена или организатора торговли согласно сингапурскому законодательству о ценных бумагах.

Разнообразие цифровых токенов, предлагаемых в мире, чрезвычайно широко, и некоторые из них могут не подпадать под действие законодательства о ценных бумагах. Поэтому MAS рекомендует всем эмитентам цифровых токенов, платформам, организующим торговлю ими и проводящими ICO, получить юридическую консультацию на предмет соответствия их деятельности действующему законодательству Сингапура.

Специалисты ожидают, что американский тренд в регулировании быстро перекинется на Европу и Азию. Так что технологические стартапы «полюбят» юрисдикции, где механизм ICO не введен в правовое поле или оно будет существенно отличаться от глобальных тенденций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений