Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
07.12.2012 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРАВО ОДНОГО ГОЛОСА©

Возвращение под контроль государства ОАО «Коммунарка» и «Спартак», а также заявления, прозвучавшие на совещании Президента Республики Беларусь по вопросу совершенствования системы владельческого надзора, состоявшемся 25.10.2012 г., в считанные недели воплотились в проекты нормативных актов, кардинально меняющих порядок управления в ОАО, созданных в процессе приватизации, и в целом систему корпоративного управления в Беларуси. По сути речь идет о получении чиновниками полного контроля над любым акционерным обществом, сколь бы малой ни была там доля государства — разумеется, с самыми лучшими намерениями.

Возвращение под контроль государства ОАО «Коммунарка» и «Спартак», а также заявления, прозвучавшие на совещании Президента Республики Беларусь по вопросу совершенствования системы владельческого надзора, состоявшемся 25.10.2012 г., в считанные недели воплотились в проекты нормативных актов, кардинально меняющих порядок управления в ОАО, созданных в процессе приватизации, и в целом систему корпоративного управления в Беларуси. По сути речь идет о получении чиновниками полного контроля над любым акционерным обществом, сколь бы малой ни была там доля государства — разумеется, с самыми лучшими намерениями.

Планируется внести в Закон от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» ряд существенных изменений. Уточняются особенности участия Республики Беларусь, административно-территориальных единиц в управлении акционерными обществами, созданными в процессе преобразования, в частности — роль представителей государства и требования к ним. Отменяется необходимость образования в АО, созданных в процессе преобразования, более 50% акций которых принадлежит государству (за исключением АО — управляющих компаний холдингов), советов директоров (наблюдательных советов). Их полномочия возлагаются на исполнительный орган АО, за исключением ряда вопросов, решения по которым принимаются общим собранием акционеров.

В АО, созданных в процессе преобразования, где доля государства составляет менее 50%, образуется совет директоров (наблюдательный совет). В его состав включаются представители государства на основании решений Совмина, органов, осуществляющих владельческий надзор, до проведения общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета). В период, когда государству принадлежит 100% акций АО, созданного в процессе преобразования, решением общего собрания акционеров является решение органа, осуществляющего владельческий надзор. При этом порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, предусмотренный Законом от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон № 2020-XII), не применяется.

ПЛАНИРУЕТСЯ установить, что в АО, созданных в процессе преобразования, в которых государству принадлежит менее 50%, представители государства голосуют на общем собрании акционеров также голосами, принадлежащими миноритарным акционерам, включенным в списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и не прошедшим в установленном порядке регистрацию для участия в этом общем собрании. Кроме того, в АО, созданные в процессе преобразования, акции которых не принадлежат государству, областные и Минский городской исполкомы смогут назначать государственных представителей, которые тоже получат право присутствовать и голосовать на общем собрании акционеров голосами, принадлежащими отсутствующим миноритариям, и даже налагать запрет на решения общего собрания акционеров о ликвидации, реорганизации, изменении размера уставного фонда, внесении изменений в устав, распределении прибыли, выпуске дополнительных акций, выплате дивидендов, создании других юридических лиц или участии в них в случае, если реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы других лиц. В случае наложения запрета решение общего собрания акционеров считается непринятым. Таким образом, вместо некогда отмененной «золотой акции» государство обзаведется еще более действенным «платиновым» инструментом — без каких-либо ограничений. Разве что акционерное общество вправе будет обжаловать наложенный запрет в хозяйственный суд.

Государственные представители имеют право присутствовать на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) АО, созданных в процессе преобразования, с правом совещательного голоса.

Устанавливаются обязанности АО по уведомлению государственных представителей о дате, месте проведения и повестках дня общих собраний акционеров. В случае нарушения этого требования и (или) создания препятствий для участия государственного представителя в общем собрании акционеров, заседании совета директоров (наблюдательного совета) принятые там решения могут быть признаны недействительными судом по иску назначенного государственного представителя или исполкома.

Любопытно, что Закон № 2020-XII обязывает АО извещать о собраниях всех акционеров и содержит довольно подробную регламентацию этих действий. Но соблюдение этих норм в отношении обычных акционеров обеспечивается куда менее строго. Исправить положение было бы несложно (по крайней мере во многих странах с этим справляются), но наши законодатели выбрали иной путь — передать права акционеров государству.

Статью 30 Закона № 2013-XII планируется дополнить нормами, устанавливающими порядок восстановления прав государства, нарушенных при создании АО, в т.ч. путем выпуска дополнительных акций и передачи их Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам в собственность. В случае возникновения необходимости принудительного исполнения судебного постановления хозяйственного суда проектом установлено, что для госрегистрации изменений и (или) дополнений в уставы АО в регистрирующий орган представляются заявление судебного исполнителя, судебный приказ, проект изменений и (или) дополнений в устав, а для регистрации дополнительных акций в Департамент по ценным бумагам или соответствующий территориальный орган подается заявление судебного исполнителя, содержащее необходимые сведения, и судебный приказ о признании за Республикой Беларусь и (или) административно-территориальной единицей прав на акции, которые подлежат выпуску и передаче в их собственность. Таким образом, создается механизм национализации приватизированных предприятий. Правда, до сих пор, если в этом у государства возникала потребность, оно справлялось и в рамках имеющегося законодательства (или по самой их кромке). Теперь же это можно будет делать с максимальным комфортом. А потому есть вероятность, что новые нормы будут использоваться неоднократно — к немалому «украшению» отечественного инвестиционного климата.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, чиновники очень торопятся взять под полный контроль ранее приватизированные предприятия. Предполагается, что изменения в Закон № 2013-XII вступят в силу с 1.04.2013 г., а АО, созданным в процессе приватизации, придется привести в соответствие с ним свои уставы при очередном внесении изменений и (или) дополнений в устав. До того уставы этих обществ будут действовать в части, не противоречащей новому закону. Уже подготовлен проект изменений в постановление Совмина от 16.05.2008 № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам», регламентирующий новые полномочия представителей государства, хотя проект закона отводит правительству двухмесячный срок для приведения в соответствие с ним актов законодательства и принятия иных мер.

К ЧЕМУ такая спешка? Объяснение предстоящих перемен защитой прав и свобод граждан, повышением эффективности управления АО и холдингов, на мой взгляд, выглядит неубедительно. Во-первых, никакого «распределения полномочий» упраздняемых наблюдательных советов между исполнительным органом и общим собранием не произойдет. Все полномочия де-факто перейдут к дирекции, которая в свою очередь будет неукоснительно выполнять указания государства. Собрания, на которых представитель государства автоматически распоряжается голосами отсутствующих акционеров, превратятся в пустую формальность. Скорее можно поверить, что государство, испытывая острую нехватку в ресурсах, стремится поскорее вернуть под свой контроль собственность, финансовые и товарные потоки, чтобы заняться их перераспределением.

Во-вторых, напомню: владельцы акций имеют право на часть прибыли АО, участие в управлении им и долю в имуществе в случае ликвидации. Кроме того, они вправе продать принадлежащие им акции — если найдутся покупатели. Впрочем, возможность продажи акций ограничена преимущественным правом исполкомов на покупку акций, установленным Указом от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц». Теперь же государство намерено присвоить себе и право миноритариев участвовать в управлении. Несомненно, иных это вполне устроит: ни к чему тратить время, ходить на собрания, пытаться вникнуть в финансовые и прочие вопросы — за тебя все решит назначенный свыше представитель. Остается обеспечить неявку таких акционеров, чтобы их голосами принять любое нужное чиновникам решение, например, об увеличении доли государства, превращающее владельца блокирующего пакета в бесправного миноритария, о присоединении к АО убыточных хозяйств или включении в очередной холдинг, передаче имущества и т.п. Где-то в этом списке окажется и вопрос распределения прибыли — тоже в интересах государства, уверенного, что оно лучше всех со всем справится. Правда, общественная польза и безопасность — понятия довольно субъективные. К тому же предприятия, принадлежащие государству, слишком часто не являются образцом эффективности и успешности — несмотря на регулярно получаемые преференции, протекционизм и монопольное положение.

Теоретики юриспруденции еще порассуждают о правовых основах и предпосылках представительства, уполномоченного не доверенностью, а законом без волеизъявления доверителя и т.п. Но остается факт: под предлогом «защиты прав и свобод» произойдет отстранение граждан от управления своей собственностью. А лишившись права выбирать и решать, они потеряют и все остальные...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений