Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Потребителей финансовых услуг защитят законом. В Беларуси готовятся дополнения в Закон «О защите прав потребителей»

Фото: Елена Володина/msk.mr7.ru

Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик рассказала журналистам, что они коснутся сферы финансовых услуг.

В действующий Закон от 09.01.2002 № 90-3 изменения и дополнения вносились восемь раз, в последний раз – в июне 2018 г.

Пакет изменений, над которым совместно работают МАРТ, Нацбанк и Минфин, должен быть готов в течение года. Закон планируется дополнить новой главой.

– Потребителю зачастую сложно разобраться в банковской терминологии и договорах, поэтому требуются определенные изменения в законодательстве, – отметила специалист. – Нацбанк уже предпринял ряд мер, чтобы информация стала доходчивее и понятнее. Но все-таки у финансовых услуг своя специфика, и не всеми нормами закона сейчас можно отрегулировать спорные вопросы.

В обновленном законе планируется четко определить порядок разрешения споров с участием потребителей финансовых услуг.

Также должен быть создан институт по рассмотрению имущественных жалоб потребителей.

По словам Инны Гаврильчик, разработка законопроекта тесно связана с другим новым документом – проектом закона «О платежных системах и платежных услугах». Как ранее сообщала «ЭГ», его планируется рассмотреть в первом чтении на весенней сессии парламента.

– В нем есть нормы, которые непосредственно будут касаться взаимоотношений потребителя с банками. Вводится понятие «платежный агент». И если в цепочке между продавцом и потребителем появляется еще одно звено, то информация о нем тоже должна доводиться до потребителей, – подчеркнула представитель МАРТ.

Усиление защиты прав потребителей финансовых услуг актуально и по причине активизации ненадлежащей и незаконной рекламы в интернете. По инициативе МАРТ в 2019 году в связи с этим был ограничен доступ к ряду сайтов, размещенных в сети под видом ресурсов действующих и вымышленных форекс-компаний и действующих белорусских банков. Как правило, их дизайн напоминал оформление сайта-прототипа, а доменное имя было созвучно реальным организациям. При этом на страницах использовались формы для ввода личных данных.

 

Сети хитрят с ценами

Представитель МАРТ напомнила, что законодательство позволяет министерству реагировать на случаи нарушения прав потребителей, вынося субъектам хозяйствования предупреждения или штрафы (ст.ст. 12.16, 12.17, 23.1, 23.16 КоАП). Однако в рамках либерализации условий ведения бизнеса ведомство отказалось от практики вынесения штрафов при первом обнаружении нарушения, давая возможность его исправить.

Это приносит свои результаты: если в 2018 году было составлено почти 1,2 тыс. административных протоколов, то в 2019-м – 515. Снижается и количество предписаний. Традиционно люди активнее всего жалуются на качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве и тор­говле, на эти сферы в прошлом году пришлось 39 и 35% соответственно от общего количества жалоб.

При этом представитель МАРТ привела пример злоупотреблений со стороны бизнеса либерализацией торговых правил. После того как были упрощены требования к оформлению ценников в магазинах, некоторые торговые сети стали указывать стоимость товара при наличии скидочной карты крупным шрифтом, а основную цену – мелким, что вводит покупателей в заблуждение.

Заметив это, МАРТ собрал представителей крупных торговый сетей и предложил в рамках саморегулирования эту ситуацию изменить.

«То есть основная цена указывается крупно, дополнительная информация – мельче, – пояснила начальник управления. – Однако не все исполнили эти рекомендации. Сегодня МАРТ готово к внесению изменений в законодательство о торговле, чтобы поменять эту ситуацию. То есть с либерализацией, к сожалению, не все торговые организации справились».

 

В магазин – со своими мешками и банками

В министерстве считают, что при переходе к ответственному и экологичному потреблению важно расширить и возможности покупателей. В связи с этим в ближайшее время планируется отменить запрет на от­пуск продуктов в таре покупателя, который закреплен санитарно-эпидемиологическими требованиями для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией (по­становление Минздрава от 28.08.2012 № 132).

– Представитель Министерства здравоохранения сообщил нам о том, что уже ведется работа по отмене этой нормы, – сообщила спикер. – То есть потребителю можно будет использовать свою тару либо многоразовую какую-то тару для приобретения тех или иных товаров.

В МАРТ полагают, что разрешение упаковывать еду в свою тару снизит необоснованные траты на упаковку и позволит покупателям самим выбирать, нужны ли им новые полиэтиленовые пакеты, учитывая стремление государства ограничить производство и обращение пластика.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений