Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
17.09.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Потеснить конкурентов грозится легпром

Отечественная легкая промышленность нанесет ответный удар по китайскому, турецкому и российскому потребительскому импорту, как только белорусские предприятия завершат техпереоснащение своих производств и выведут их на проектные мощности, уверен первы...

Отечественная легкая промышленность нанесет ответный удар по китайскому, турецкому и российскому потребительскому импорту, как только белорусские предприятия завершат техпереоснащение своих производств и выведут их на проектные мощности, уверен первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Астровский.

Сегодня же конкурировать с зарубежными производителями, работая на энергоемком оборудовании, износ которого на отдельных фабриках достигает 86%, практически невозможно. Отсюда задача — снизить до конца года износ производственных мощностей в отрасли до 56%, а к 2015 г. — до 36%. Такая работа уже ведется. Практически все планы техперевооружения предусматривают помимо замены технологического парка строительство корпоративных мини-ТЭЦ. Такие установки, позволившие снизить энергозатраты примерно на 30%, уже функционируют на ОАО «Моготекс», ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», ОАО «Белфа».

Особенно актуальна модернизация для текстильной отрасли, являющейся сырьевой базой для всего легпрома, подчеркнул В.Астровский. Эти предприятия отличаются высокой капиталоемкостью: одна автоматизированная линия стоит не менее нескольких миллионов евро. При этом у текстильщиков не такая высокая добавленная стоимость, как в смежных отраслях, что объясняется, в первую очередь, конкурентной борьбой на сырьевых рынках, пояснил В.Астровский. В результате приходится признать, что наши предприятия пока не достигают необходимого уровня рентабельности (20–25%), позволяющего вести техперевооружение самостоятельно. Отсюда — особая нужда в господдержке. До конца года предприятия легпрома планируют увеличить объем инвестиций в основной капитал на 25% к уровню 2009 г., до 323 млрд. Br.

Много усилий и средств требует модернизация валообразующих предприятий — ОАО «Камволь» и РУПТП «Оршанский льнокомбинат». И.о. гендиректора камвольного комбината Александр Лазарев сообщил, что предприятие стагнирует вследствие провала продаж в минувшем году в РФ. Однако постепенно на соседних рынках складывается выгодная ситуация, поскольку на волне кризиса разорилось множество производителей шерстяных изделий в Польше, России, Украине. Комбинат также пытается закрепиться в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. По уровню производственных затрат ОАО «Камволь» по-прежнему тяжело тягаться с итальянскими и китайскими конкурентами. В том числе и поэтому рассматривается возможность переноса предприятия на новое место (потребуется примерно 130 млн. USD), чтобы заодно модернизировать производство.

Другой форпост легпрома — РУПТП «Оршанский льнокомбинат» модернизируется и внедряет современные технологии, чтобы развивать новое направление — изготовление тканей пониженной сминаемости (с добавлением лайкры и полиэстера). При том что предприятие непосредственно не занимается производством готовой одежды, оно периодически шьет небольшие коллекции из новых видов тканей с целью их популяризации, рассказал гендиректор Владимир Нестеренко. Так, из тканей, полученных в результате переработки короткого льноволокна, выпущена коллекция деловой одежды для школьников, представленная на выставке-ярмарке «Нашим детям — 2010». Более того, руководство комбината направило в Минобразования и Минздрав предложение одеть в 2011 г. половину белорусских школьников в льняные костюмы. В следующем году на прилавках появятся белорусские «джинсы» из льна.

Резюмируя выступления менеджеров предприятий, В.Астровский признал в целом справедливой критику в адрес отрасли относительно значительных запасов готовой продукции на складах. Вместе с тем он привел в пример тех субъектов хозяйствования, у которых запасы не превышают 70% среднемесячных объемов производства (ОАО «Купалинка», ОАО «Свитанок», ОАО «8 Марта»), и призвал руководителей других предприятий перенимать успешный опыт.

Евгения ЖУКОВСКАЯ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений