Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
08.07.2014 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОСТРОЕНИЕ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Давно ожидавшийся Указ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» радикально меняет обстановку на рынке небанковских заимствований. Деятельность в этой сфере вводится в жесткие рамки и будет достаточно строго контролироваться. При этом помимо целей, заявленных в преамбуле Указа, неизбежно перераспределение денежных потоков: часть ресурсов, направляемых до сих пор на потребительские займы, должна переключиться на финансирование малого бизнеса.

 

от потребления к бизнесу

Давно ожидавшийся Указ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» радикально меняет обстановку на рынке небанковских заимствований. Деятельность в этой сфере вводится в жесткие рамки и будет достаточно строго контролироваться. При этом помимо целей, заявленных в преамбуле Указа, неизбежно перераспределение денежных потоков: часть ресурсов, направляемых до сих пор на потребительские займы, должна переключиться на финансирование малого бизнеса.

Вольностям с займами «до зарплаты» положен конец. В соответствии с Указом № 325 с 1 августа 2014 г. коммерческие организации смогут получать займы от физических лиц без ограничений, только если они являются их собственниками имущества, учредителями (участниками), членами, некоммерческие — от своих учредителей. В остальных случаях займы от физических лиц можно будет получить не более 2 раз в течение календарного месяца. Столько же раз смогут привлечь займы индивидуальные предприниматели — от одного или нескольких физических лиц.

С 1.01.2015 г. коммерческие микрофинансовые организации (МФО) смогут привлекать денежные займы от физических лиц, только если они являются их собственниками, учредителями (участниками), потребительские кооперативы — от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Нацбанком, — от иных своих членов. С этой же даты деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора (микрозаймы), будет признаваться деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов. Ее будут вправе осуществлять только МФО, зарегистрированные в Беларуси, соответствующие определенным требованиям и включенные Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций.

К коммерческим МФО согласно Указу № 325 относятся только ломбарды, выдающие микрозаймы физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования. Некоммерческими МФО смогут считаться фонды или потребительские кооперативы. Фондам позволяется выдавать микрозаймы физлицам на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик — физическое лицо, а также субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на цели осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, Указ не только упорядочивает деятельность МФО, но и переводит их ресурсы от потребительского кредитования к финансированию малого бизнеса. Так что предпринимательские союзы, добивавшиеся от государства выделения средств и улучшения доступности кредитования, получило оригинальный ответ.

Потребительские кооперативы разделяются на 3 категории — потребкооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования и потребкооперативы второго уровня. Для каждой из этих категорий Указом № 325 определяется круг участников, цели выдачи микрозаймов и допустимые источники финансирования. При этом главным (а в некоторых случаях — исключительным) приоритетом является кредитование предпринимательской деятельности.

Указом определены правила включения юридических лиц в реестр микрофинансовых организаций. При этом одним из условий является соответствие руководителя квалификационному требованию (наличие высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля) и требованиям к деловой репутации (отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, отсутствие в течение 2 последних лет фактов увольнения в связи с утратой доверия нанимателя, непричастность к банкротству компаний и уголовным делам).

Также в Указе № 325 определены случаи, когда МФО подлежит исключению из реестра, в т.ч. при систематическом неисполнении предписания и (или) требования Нацбанка (несвоевременном их исполнении) — на срок до одного года.

В СООТВЕТСТВИИ с Указом № 325 микрозаем предоставляется на основании договора, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму и уплатить проценты. При этом МФО должны утвердить правила предоставления микрозаймов, соответствующие требованиям Нацбанка. Эти правила должны быть доступны потенциальным заемщикам как в офисе МФО, так и в Интернете. Не допускается выдача микрозайма лицу, долг которого перед этой МФО по ранее полученным договорам превысит 15 тыс. БВ.

В Указе № 325 определены существенные условиями договора микрозайма, в т.ч. годовая процентная ставка и порядок ее определения, право заемщика на досрочный возврат по собственной инициативе микрозайма и порядок досрочного возврата, указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма с учетом требований Указа. При этом не допускается включение в договор условий о взимании микрофинансовой организацией с заемщика каких-либо дополнительных платежей, об изменении МФО в одностороннем порядке размера процентов и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия договоров, а также о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма. Кроме того, размер неустойки (штрафа, пени) не может превышать размер предоставленного микрозайма.

Указом № 325 определены обязанности МФО, в т.ч. по информированию заемщиков об условиях договора, его правах и обязанностях. МФО должны формировать на каждого заемщика досье и хранить его не менее 3 лет с даты исполнения сторонами всех обязательств, а также представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию. Кстати, согласно Указу № 325 на МФО распространяются положения, установленные Законом от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях» для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ кооперативам придется соблюдать финансовые нормативы, установленные Нацбанком, в т.ч.: предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных и предоставляемых на одного своего члена, к общей сумме привлеченных и предоставляемых денежных средств, минимальный размер собственных средств, нормативы достаточности собственных средств, ликвидности, ограничения концентрации риска и иные нормативы, обеспечивающие финансовую надежность потребительского кооператива. Кроме того, кооперативы обязаны создавать фонды и резервы, включая паевой фонд, формируемый за счет паевых взносов, фонд финансовой взаимопомощи, резерв для списания безнадежных долгов, формируемый за счет отчислений от чистой прибыли, резерв для покрытия возможных убытков по микрозаймам, формируемый за счет увеличения внереализационных расходов потребительского кооператива, учитываемых при налогообложении, и т.п. Минимальные размеры и порядок формирования названных фондов и резервов устанавливаются Нацбанком.

Национальный банк наделяется широким спектром полномочий по регулированию и контролю деятельности МФО, включая установление критериев привлечения займов потребкооперативами, ограничение размеров годовой процентной ставки, запрет привлечения МФО денежных средств и выдачи ими микрозаймов, требование об отстранении от занимаемой должности руководителя МФО, исключение этих организаций из реестра и подача в суд иска о ликвидации или банкротстве МФО. Заодно в устав Нацбанка внесен ряд изменений, включая обязанность организовать работу по повышению финансовой грамотности населения.

ОТМЕТИМ, что в п.11 Указа № 325 специально оговаривается, что с сумм микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физическим лицам, подоходный налог не исчисляется. Кроме того, действие Указа не распространяется на займы между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей, а также на деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, Белорусского инновационного фонда, учреждений финансовой поддержки предпринимателей, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях, и иных юрлиц в случаях, установленных законодательными актами.

Юрлица, осуществляющие сегодня деятельность, которую в соответствии с Указом № 325 вправе осуществлять только МФО, могут осуществлять ее в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного Указа без включения сведений о них в реестр. Если их руководитель не соответствует названному выше квалификационному требованию, то такое соответствие должно быть обеспечено до истечения 3-х лет со дня включения МФО в реестр. В противном случае организация будет исключена из реестра.

В заключение отметим, что деятельность некоммерческих МФО в форме потребительских кооперативов отнесена к высокой группе риска для назначения плановых проверок. Соответствующие дополнения внесены в Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Следовательно, эти структуры окажутся в зоне повышенного внимания контролирующих органов – прежде всего, Нацбанка.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

 
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Почти одновременно с принятием Указа № 325 в России с 22 июня вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность МФО и, прежде всего, в Федеральный закон от 2.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Законом № 375-ФЗ уточняется понятие микрофинансовой организации. У наших соседей таковым считается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр в порядке, предусмотренном законом. Введены дополнительные требования к учредителям (участникам) МФО: лицо, которое прямо или косвенно получило право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО, обязано уведомить саму организацию и Центробанк РФ, что унифицирует требования к МФО и эмитентам ценных бумаг. Ограничивается возможность привлечения МФО денежных средств физических лиц, определяются условия взаимодействия с бюро кредитных историй, а также вводятся требования к рекламе финансовых услуг. Так, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением его, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, должны быть названы все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), рассчитываемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Отметим, что в белорусском законодательстве подобные требования тоже не помешали бы, ведь хватает не слишком финансово грамотных граждан, не способных оценить свои возможности по возврату «кредитов до получки» при нынешних процентах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by