Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
21.10.2011 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ ХОРОШЕГО ГЛАВБУХА

Перемены, ожидаемые в законодательстве по бухучету, повлекут значительные коррективы не только в различных учетных процедурах, но и в самом понимании бухгалтерской профессии, считает кандидат экономических наук Павел Григорьевич ПОНОМАРЕНКО, заведующий кафедрой бухгалтерского учета УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».

Перемены, ожидаемые в законодательстве по бухучету, повлекут значительные коррективы не только в различных учетных процедурах, но и в самом понимании бухгалтерской профессии, считает кандидат экономических наук Павел Григорьевич ПОНОМАРЕНКО, заведующий кафедрой бухгалтерского учета УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».

— Проект новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» содержит совершенно новые для Беларуси требования к бухгалтеру: следование учетным принципам, принятие решений на основе профессионального суждения. Как вы считаете, готовы ли к такому повороту белорусские бухгалтеры и отечественная система их обучения?

— Пока нет. Советская, следовательно, и белорусская система бухучета формировалась на основе континентальной европейской модели учета, где приоритет отдается нормативным правовым актам, в т.ч. налоговым. Не совсем понятно, почему при весьма строгом налоговом законодательстве и сложном для практической реализации Налоговом кодексе следует отдавать предпочтение англо-саксонской модели учета, допускающей приоритет профессионального суждения бухгалтера? На мой взгляд, континентальная модель более приемлема для белорусских бухгалтеров и гораздо лучше согласовывается с особенностями налогового законодательства РБ.

— Павел Григорьевич, теперь едва ли не в каждом вузе готовят бухгалтеров. Кроме того, есть еще множество 3–6-месячных курсов, занимающихся тем же самым. Вместе с тем кадровые агентства все чаще отмечают переизбыток учетных работников на рынке труда. Приняты ли эти сигналы во внимание при формировании плана приема в 2011 г.?

— Действительно, переизбыток рядовых бухгалтеров имеется. Но попробуйте найти хорошего главного бухгалтера, в особенности для крупного многоотраслевого предприятия? Я думаю, это будет нелегко. Тот факт, что готовят бухгалтеров где угодно, включая краткосрочные курсы, — большой минус для всей системы профессионального обучения. Вряд ли бухгалтера, способного следовать учетным принципам и давать профессиональные суждения, можно подготовить за несколько месяцев. Скорее это будет счетовод, способный вести регистрацию фактов хозяйственной жизни с несложной программой, заполнять первичные документы, но не более того. Чтобы бухгалтер имел собственное мнение по сложным специальным вопросам, нужна глубокая теоретическая подготовка, обеспечивающая понимание методологии, методик, технологии и организации учета на предприятии, а также достаточный практический опыт во многих сферах деятельности.

План набора на 2011 г. практически во всех вузах уменьшен, но причиной тому явилось не снижение интереса к бухгалтерской профессии, а сокращение численности выпускников в школах.

— В правительственных программах значится расширение применения в Республике Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности, реформирование бухучета на основе МСФО. Однако в деловом и бухгалтерском сообществе нет единого мнения ни о необходимости МСФО, ни о способах и пределах его применения. Что вы думаете по этому поводу?

— Применение МСФО на всех предприятиях, на мой взгляд, нецелесообразно и вряд ли приведет к сокращению численности управленческого персонала. Для управления предприятием всегда нужна информация. Хорошо, выделим из бухгалтерского учета финансовый и управленческий учет, а затем и налоговый. К чему все это приведет? Да, численность бухгалтеров, ведущих финансовый учет, сократится, но появятся менеджеры и другие специалисты, задействованные в подсистемах управленческого и налогового учета. И в чем тогда экономия?

Другой вопрос — кому нужно составлять отчетность по МСФО? Очевидно, что это должны делать предприятия с иностранным капиталом, акционерные общества, чьи ценные бумаги котируются на фондовом рынке. Причем указанные субъекты хозяйствования должны соблюдать принципы и правила национальной системы бухучета, а бухгалтерскую (финансовую) отчетность трансформировать в формат МСФО. Для всех остальных это не имеет смысла. По такому правилу работают бухгалтеры практически во всех высокоразвитых странах. К тому же большинство предприятий не будут нести ничем не оправданное бремя финансовых затрат по переучиванию бухгалтеров ведению учета по новым правилам.

— Проект закона предполагает сертификацию профессиональных бухгалтеров, без которой нельзя будет занимать должность главного бухгалтера общественно значимых организаций. В какой мере, по вашему мнению, оправдана такая мера? Улучшит ли она отбор специалистов и поможет ли улучшить качество бухучета и отчетности в республике? Не окажется ли, что больше всего проблем с сертификацией будет у «старых» главбухов, имеющих большой практический опыт, но подзабывших теорию, или, наоборот, сдача экзамена превратится в пустую формальность?

— У нас в стране много бухгалтеров, но среди них, даже в числе главбухов, гораздо меньше высококвалифицированных специалистов, владеющих методиками не только бухучета, но и современного финансового менеджмента. Идея сертификации сама по себе неплоха, но я боюсь, чтобы она не превратилась, как это уже не раз бывало, в очередную кампанию, не дающую желаемого эффекта. Здесь нужно серьезно продумать и четко выстроить всю систему сертификации профессиональных бухгалтеров. Вопросов много. Кто будет сертифицировать и на какой срок? Что должно быть в основе: знание теории или практики или умение их сочетать? Нужны четкие критерии для оценки профессионализма главного бухгалтера и его способностей вырабатывать профессиональные суждения по широкому кругу проблем.

При грамотном сочетании теории и практики формального подхода быть не должно. В комиссии по сертификации нужно включать как опытных бухгалтеров, так и работников системы образования, Минфина, других ведомств.

Послевузовская сертификация уровня профессиональной подготовки бухгалтеров, на мой взгляд, не будет лишней. Она поможет выявить из многочисленной армии бухгалтеров именно тех, кто способен формировать собственные профессиональные суждения как по собственно учету, так и по управлению предприятием. Однако для обеспечения результативности сертификации нужны стимулы — материальные и моральные. Без этого вряд ли найдется много желающих получить такой сертификат. Тем более что работа главного бухгалтера, в особенности крупного предприятия, — это большая ответственность и далеко не легкий хлеб.

— Но ведь у каждого главбуха крупного предприятия и так есть диплом о высшем бухгалтерском образовании. Получается, что этому документу выражается недоверие, раз требуется еще и сертификация...

— Почему недоверие? Диплом дает профессию бухгалтера после успешного завершения обучения. Но, как известно, не все обладатели «корочки» становятся специалистами высокого класса. Сертификат здесь — это подтверждение высокого уровня профессионализма в данной сфере деятельности. Да и для учреждений образования доля сертифицированных бухгалтеров из числа их выпускников будет хорошим примером для рекламы и рейтинга.

— В мире сегодня существует ряд бухгалтерских сертификаций, имеющих международное признание. Во многих странах наличие такого сертификата заменяет национальный документ и дает своему владельцу довольно обширные права и возможности. Приемлем ли подобный путь для Беларуси? Нужно ли приравнять такие сертификаты к тому, который планируется ввести у нас, или следует добиваться его международного признания?

— Международная сертификация в большей степени используется для обеспечения мобильности специалистов и кадров в мировом масштабе. Национальная система сертификации бухгалтеров вряд ли преследует подобную цель. Если потребуется иное назначение национальных сертификатов, то придется добиваться их международного признания или подключения Беларуси к какой-либо системе международной сертификации бухгалтеров.

— В какой мере нынешние белорусские учебные программы обучения бухгалтеров соответствуют международным стандартам бухгалтерского образования (International Accounting Education Standards Board – IAESB), утвержденным IFAC? Принимаются ли эти стандарты во внимание при разработке учебных программ в нашей стране?

— Говорить о полном соответствии не приходится. С 2009 г. у нас в стране разработаны учебные планы нового поколения для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», предусматривающие изучение международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, управленческого учета и ряда других дисциплин, включенных в международные образовательные стандарты, а также применение зачетных кредитов. Однако говорить о результативности пока рано. Обучающиеся по новым учебным планам закончили пока только два курса.

— Часто власти и общество во время всяких экономических неурядиц возлагают вину за них на бухгалтеров и аудиторов — дескать, не доглядели, не предупредили, не воспрепятствовали. Это происходит во всем мире, не является исключением и Беларусь. Насколько оправданны такие упреки?

— Общество видит экономические неурядицы только тогда, когда начинает «штормить» всю экономику или отдельные ее сектора. Бухучет ограничивается рамками отдельного предприятия, которое может работать вполне успешно. Поэтому всякие негативные кивки в сторону бухгалтеров и аудиторов в данном случае неуместны. Существуют целые штабы управленцев на уровне регионов и республики, которые призваны отслеживать надвигающийся шторм и сглаживать его последствия. Такой порядок мониторинга и регулирования кризисных явлений существует во всех странах мира.

— Заодно, кстати, в таких ситуациях звучат требования пересмотреть правила бухучета, показывающие, якобы «слишком много убытков», что влечет панику на рынках и усугубляет кризис. Так, на саммитах G-20 требовали в 2009 г. переписать ряд МСФО, у нас же то амортизацию разрешат не начислять, то курсовые разницы позволят на финансовые результаты списывать не сразу, а в течение нескольких лет.

Действительно ли таким образом можно помочь экономике или результат будет обратным?

— Финансовый результат всегда рассчитывается одинаково: доходы минус расходы, а его надежность подкрепляется движением денежных потоков. Конечно, «играя» признанием доходов и расходов во временном лаге, можно в бухгалтерском учете временно добиться иного результата. Но подобные манипуляции ни к чему хорошему не приводят. Они создают напряжение в другом: замедляют обновление основных средств, вызывают дисбаланс финансового результата и реального денежного потока и т.п. Систематическое увлечение подобными ухищрениями нежелательно, а иногда и опасно с точки зрения объективности диагностики финансовой устойчивости предприятия.

Беседовала Елена ПАНОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений