Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поправки в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»: самые важные новшества

Александр КОСТЯН

О законопроекте «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности», принятого Палатой представителей в первом чтении, мы уже рассказывали. Более подробно остановиться на новшествах, которые ожидают нас после вступления этого документа в силу, «ЭГ» попросила директора аудиторской компании «Аудикс» Александра КОСТЯНА.

Законопроектом корректируется Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон). Планируется, что большая часть предлагаемых новшеств вступит в силу с 01.01.2023, остальные – с 01.01.2024.

Значительно обновляется понятийный аппарат. Так, в действующей редакции Закона нет определения, что такое бухгалтерская отчетность. Законопроектом предлагается дополнить ст. 1 абзацем следующего содержания:

 «бухгалтерская отчетность – отчетность, составляемая в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иными актами законодательства о бухгалтерском учете и отчетности (за исключением Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, Концептуальных основ представления финансовых отчетов, вводимых в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов (далее – МСФО)».

Обратим внимание, что отчетность, составленная по МСФО, не является бухгалтерской.

Также дается уточнение ряда терминов. Например, активы – это имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод; и иные объекты, признаваемые активами в соответствии с законодательными актами. Так, приобретение жилых помещений для безвозмездного проживания сотрудников предприятия не предполагает получения экономических выгод, но данное жилое помещение обладает определенной стоимостью и фактически всегда учитывалось на балансе организации как актив.

Организации общественно значимые и другие

Из перечня общественно значимых организаций исключены ОАО, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозобществам. В нашей реальности большинство таких АО представляют собой небольшие предприятия, имеющие значение разве что для населенного пункта, в котором они находятся. Но по действующему в данный момент законодательству они обязаны составлять отчетность по МСФО (что весьма затратный процесс), в то время как пользователей такой отчетности в данных организациях нет.

В предлагаемой редакции Закона к общественно значимым организациям отнесены организации, имеющие действительно общегосударственное значение.

Из расшифровки термина «организация» исключены филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс. Обособленные подразделения юридических лиц больше не рассматриваются вне связи с деятельностью юридического лица в целом, даже если это подразделение имеет полномочия платить налоги самостоятельно и составлять бухгалтерскую отчетность.

Это значит, что с момента вступления норм законопроекта в силу бухгалтерская отчетность подразделения станет считаться внутренней отчетностью организации, а для внешних пользователей будет иметь значение только сводная отчетность. Аналогично тому как задолженность по налогам может быть списана с любого филиала организации независимо от того, имеет ли данный филиал задолженность перед бюджетом.

Дано определение организаций с участием государства – таковыми будут считаться только организации с более чем 50-процентным участием государства. В то же время к ним не отнесены организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торговли ценными бумагами путем их включения в котировальный лист.

В действующем Законе нет определения, что такое организации с участием государства, а на практике к ним относят и те организации, в уставном фонде которых доля государства составляет менее 50%.

После вступления норм законопроекта в силу не будут считаться государственными организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торговли ценными бумагами путем их включения в котировальный лист.

В соответствии с законодательными актами РБ отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухучета и составления отчетности.

Четко прописано, что иностранные организации, ведущие деятельность через постоянное представительство, обязаны вести бухгалтерский учет согласно белорусскому законодательству.

Принципы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не распространяются на головные организации банковских холдингов, не являющиеся банками, при составлении консолидированной финансовой отчетности, а также на Национальный банк, банки, в т.ч. являющиеся головными организациями банковских групп, банковских холдингов. Они составляют отчетность в соответствии с МСФО. На них также не распространяются требования о принципах учетной политики и порядке ее изменения.

Обращаем внимание главбуха

Изменяется и ст. 7 (права и обязанности руководителя организации по организации бухгалтерского учета) действующего Закона. Согласно предлагаемой редакции общественно значимым организациям запрещено передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или ИП (т.е. на аутсорсинг). Руководителю организации вменяется в обязанность организовать хранение первичных учетных документов (ПУД), регистров бухгалтерского учета, отчетности.

Наверное, логичнее было бы возложить данную обязанность на главного бухгалтера или на лицо, назначаемое руководителем. Ведь, например, директор крупной организации не имеет возможности заниматься такой работой.

«ЭГ» уже писала, что после вступления норм законопроекта в силу не всякий аудитор, имеющий стаж работы три года, сможет занять должность главного бухгалтера и не всякий главный бухгалтер сможет претендовать на аттестат аудитора.

Что касается корректировки ст. 9 Закона, то организациям дается право самим назначать лицо, утверждающее учетную политику. Причем это не обязательно руководитель.

Поскольку из определения термина «организация» исключены филиалы и (или) представительства, то, соответственно, они не могут определять свою учетную политику самостоятельно. Фактически такое положение давно действует на практике, учетную политику формирует юридическое лицо.

Поставить подпись под ПУД

Оформлению первичными учетными документами подлежит каждая хозяйственная операция. Действующая редакция этой статьи не требует обязательно оформлять каждую операцию ПУД или дает возможность составлять ПУД на несколько хозяйственных операций.

Существенно расширено и конкретизировано понятие подписи лица, ответственного за совершение хозяйственной операции. В соответствии с законопроектом подписать ПУД можно собственноручно либо с использованием современных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей – если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что этот документ удостоверен лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, ЭЦП или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующего лица (соответствующих лиц)).

Однако Совмину поручено определить ПУД, в которых не допускается использование аналогов собственноручной подписи (за исключением ЭЦП) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления. То есть государство оставляет за собой право требовать на определенных ПУД собственноручной подписи такого лица.

ПУД может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, установленных законодательными актами и (или) определенных Минфином. Согласно действующей редакции Закона такой порядок возможен лишь при выполнении работ или оказании услуг и только тогда, когда он предусмотрен договором.

Исключено положение о том, что ПУД составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.

В п. 6 ст. 10 Закона более подробно прописан порядок составления ПУД в электронном виде.

В ст. 11 Закона (регистры бухгалтерского учета) добавлены положения об использовании современных технических средств для подписи бухгалтерских регистров (п. 3) и о составлении бухгалтерского регистра в электронной форме (п. 4), а также определяется порядок внесения исправлений в регистры, составленные на бумажном носителе (п. 5).

Предусматривается возможность ведения бухгалтерского учета не только в денежных единицах РБ, но и в других денежных единицах, если это определено законодательными актами (ст. 12).

МСФО и банковский сектор

Организации банковского сектора с 01.01.2024 будут применять МСФО в качестве единственных стандартов при составлении финансовой отчетности.

В ст. 17 Закона вносятся изменения, в которых определяется порядок составления, представления и публикации отчетности Нацбанком, банками и общественно значимыми организациями. Банки представляют отчетность в Нацбанк до 31 марта (в настоящее время – до 30 июня).

Отчетность общественно значимой организации (за исключением банков, в т.ч. являющихся головными организациями банковских групп, банковских холдингов, головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками) вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть размещена на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг и официальном сайте этой организации не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.

По действующей редакции Закона общественно значимая организация должна разместить на своем сайте годовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по ней не позднее 31 июля года, следующего за отчетным. Таким образом, для общественно значимой организации на месяц сокращается срок размещения отчетности в интернете. В настоящее время разбежка между сроком подачи годовой отчетности общественно значимой организации и сроком ее размещения в интернете дает дополнительное время для составления отчетности по МСФО и проведения аудита этой отчетности.

Пункт 2 ст. 18 Закона дополнен абзацем, определяющим порядок хранения ПУД и регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by