$

2.1008 руб.

2.3470 руб.

Р (100)

3.3592 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Проекты

Помощь отстающим районам. Официальный план правительства

15.10.2019
Помощь отстающим районам. Официальный план правительства
Фото: Алесь Достанко

Совет Министров утвердил план развития отдельных районов нашей республики, отстающих по уровню социально-экономического развития. Речь идет о комплексе мер, направленных на повышение уровня заработной платы (139 инвестицион­ных проектов) и качества жизни (143 инфраструктурные инициативы).

Масштабные планы правительства вызвали у нас простой вопрос: откуда возьмутся деньги для осуществления намеченных преобразований? В поиске ответа мы подробно изучили представленный правительством документ.

 

Каждый четвертый район – отстающий

План охватывает 31 из 128 районов Беларуси, или 24,2% от их общего количества.

В основном это административно-территориальные единицы вос­точных областей: 7 районов Витебской области, 8 – Гомельской и 7 – Могилевской, что составляет 30% от общего количества районов этих областей.

Немногим лучше ситуация обстоит на Брестчине, Гродненщине и Минщине – здесь к отстающим отнесено по 3 района в каждой области.

На 01.01.2019 население отстающих в развитии районов составило 595,5 тыс. человек – 6,3% от общего числа жителей нашей страны. Занято в экономике и того меньше: 242,3 тыс. человек, или 5,6% от общего количества занятого населения.

Удельный вес отстающих районов в объеме промышленного производства страны составил 1,6%, в объеме экспорта товаров – 0,4%, в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг (далее – выручка) – 1,4%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по итогам 2018 г. по отстающим районам составила менее 75% к среднему значению по республике.

 

Районы высокой убыли населения

Для отстающих районов характерны более интенсивные темпы сокращения численности населения: если в целом по стране в 2017 г. по сравнению с 2015 г. число жителей уменьшилось на 0,7% (на 29 тыс. человек), то по отстающим районам сокращение составило 3,2% (20 тыс. человек).

В Шарковщинском, Петриковском, Вороновском, Зельвенском и Хотимском районах убыль населения превысила 5%.

Такая же картина с численностью занятых в экономике. Если за 2016–2017 гг. эта часть населения в среднем по стране сократилась на 3,2%, снижение в группе отстающих районов составило 5,2% (13,6 тыс. человек).

Самая низкая численность занятых в экономике в расчете на 1000 жителей сложилась в Чериковском (343 человека), Ветковском (363 человека), Ганцевичском (364 человека), Славгородском (367 человек), Краснопольском (375 человек), Лоевском (377 человек) и Кировском (378 человек) районах.

 

Стагнация промышленности и доминирование сельского хозяйства

В 2015–2017 гг. развитие отстающих районов характеризовалось стагнацией промышленного производства и увеличением разрыва по объему выручки на одного занятого в экономике.

Большинство районов, отнесенных к отстающим, – территории без крупных производственных организаций. Во многих случаях промышленные предприятия прекратили деятельность или переданы в районную коммунальную собственность, исчерпав потенциал для развития. В результате промышленный комп­лекс представлен в основном организациями жилищно-коммунального хозяйства и субъектами малого пред­принимательства.

Основой экономики отстающих в развитии районов является сельское хозяйство со специализацией на животноводстве (крупный рогатый скот, свиноводство), выращивании зерновых, кормовых культур и картофеля.

В силу этого значительная часть жителей районов занята в сельскохозяйственном производстве и смеж­ных с ним видах деятельности. Аграрная специализация формирует основные риски устойчивого развития отстающих в развитии районов.

В ряде районов срок эксплуатации большинства молочно-товарных ферм и свиноводческих комплексов – 30–40 лет. Эти производственные мощности уже практически исчерпали свой ресурс. Значительное количество сельскохозяйственных организаций хронически убыточны, многие уже находятся в процедуре санации или банкротства.

С 2014 г. наблюдается отток пред­принимателей из сферы торговли в связи с приходом в районы круп­ных торговых сетей. С одной стороны, это улучшает обслуживание населения, но сокращает налоговую базу районов, т.к. деятельность новых торговых объектов осуществляется без регистрации юридического лица в районе размещения.

12 районов располагают значимым туристско-рекреационным потенциалом. В то же время 11 относятся к территориям, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Это накладывает определенные ограничения на возможности их экономического развития.

Заметим, что на территории отсталых районов находится 6 участков свободных экономических зон об­щей площадью 657,35 га, на их территорию распространяются льготы, предусмотренные для стимулирования предпринимательства в малых и средних городах и сельской местности.

4 из 7 отстающих в развитии районов Могилевской области (Краснопольский, Славгородский, Хотимский, Чериковский) входят в перечень районов, на территории которых реализуется Программа развития юго-восточного региона Могилевской области на период до 2020 г., утв. решением Могилевского област­ного Совета депутатов от 27.07.2015 № 12-1.

Однако налоговых стимулов оказалось недостаточно, чтобы переломить негативные тенденции, характерные для этих регионов.

Ключевыми проблемами, препятствующими эффективному использованию потенциала отстающих в развитии районов, являются: значительный физический и моральный износ основных средств; низкие экономическая эффективность и финансовые результаты деятельности местных предприятий, недостаток собственных оборотных средств, высокая закредитованность субъектов хозяйствования, нехватка рабочих кадров, отток квалифицированных специалистов в другие регионы республики и за ее пределы; неразвитость сферы услуг, социальной инфраструктуры, что приводит к усилению дифференциации территорий по качеству жизни населения.

 

В поисках точки опоры

Сильными сторонами и конкурент­ными преимуществами отстающих районов авторы плана называют:

  •  выгодное географическое местоположение;
  •  благоприятные климатические условия для сельского хозяйства, особенно в районах Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областей;
  •  наличие запасов минерально-сырьевых ресурсов, пригодных для промышленного освоения;
  •  лесные ресурсы, которые являются источником сырья для местных производств и важной составляющей экспортного потенциала районов;
  •  рекреационные ресурсы для использования и развития туризма;
  •  наличие свободных производственных площадей, имеющих развитую инфраструктуру, сфор­мированных земельных участков для организации новых производств.

В качестве подтверждения усилий, направленных на развитие отстающих районов в прошлые годы, авторы Плана развития называют 53 инвестиционных проекта производственной сферы и 45 инфраструктурных проектов, реализованных в 2016–2018 гг.

На следующем этапе (2019–2025 гг.) к реализации запланировано 282 проекта с общим объемом инвестиций 10 024,1 млн руб. и 2,5 млн USD.

Пакет инвестиционных проектов сгруппирован по следующим направлениям.

1. Создание новых предприятий – 53 проекта на общую сумму 8501,6 млн. руб.

2. Проекты, реализуемые на действующих предприятиях, – 86 на общую сумму 918,9 млн руб.

3. Инфраструктурные – 143 проекта на сумму 603,6 млн руб. и 2,5 млн USD.

 

В поисках источников инвестиций

В перечне инвестиционных проектов по созданию новых предприятий есть много любопытного.

Например, проект ОАО «Беларуськалий» по строительству горно-обогатительного комплекса на базе Петриковского месторождения калийных солей. Его реализация была запланирована еще в 2012 г. и никак не связана с планом по развитию отстающих районов.

То же касается проекта ООО «Бел­калий-Мигао» – строительство завода по производству нитрата калия на промышленной площадке 4-го рудоуправления ОАО «Беларуськалий» на территории Любанского района.

В план также внесен проект ИООО «Славкалий» по строительству гор­но-обогатительного комплекса в Любанском районе на сырьевой базе Старобинского месторождения калийных солей.

Предоставленные сведения позволяют посчитать, что объем инвестиций, запланированный на реализацию этих трех проектов, достиг­нет 7669,7 млн руб., что составляет 90,2% от всего объема инвестиций, направленных на создание новых предприятий.

То есть на остальные 50 проектов приходятся скромные 831,9 млн руб. Наиболее крупные (свыше 10 млн руб.) из этих «некалийных» новых производственных предприятий пред­ставлены в таблице 1. В итоге топ-10 таких проектов аккумулируют 771,5 млн руб. из оставшихся 831,9 млн руб. (92,73%) и осуществляются, как правило, уже работающими крупными организациями.

Из 86 проектов, реализуемых на действующих предприятиях, с об­щим объемом инвестиций 918,9 млн руб. только на один – по модернизации Добрушской бумажной фаб­рики «Герой труда» (филиал ОАО «Управляющая компания хол­динга «Белорусские обои») запланировано 741,7 млн руб. инвестиций, что составляет 80,7% общего объема инвестиций по данной группе проектов.

Откуда планируется брать деньги на все это?

В группе проектов по созданию новых предприятий (без учета калийных проектов) преобладающими ис­точниками инвестиций являются бан­ковские кредиты – 520,27 млн руб. (62,53%) и собственные средства предприятий – 140,1 млн руб. (16,84%).

Основными источниками инвестиций для реализации проектов на базе действующих предприятий выступают бюджет – 572,6 млн руб. (62,31%) и банковские кредиты – 266,2 млн руб. (28,9%).

Таким образом, финансирование районов, отстающих по уровню социально-экономического развития, будет осуществляться за счет увеличения долговой нагрузки на действующие предприятия и средств республиканского и местных бюд­жетов.

 

Развитие инфраструктуры

Из 143 инфраструктурных проектов, реализация которых предусмотрена Планом развития, 31 направлен на развитие производственной ин­фраструктуры.

Прежде всего это логистические (терминалы, перевалочные и складские мощности) и энергетические объекты. Всего в них планируется вложить 224,3 млн руб. Наиболее крупные инициативы из этой сферы указаны в таблице 2.

Остальные 112 проектов направлены на улучшение качества жизни и затрагивают разные сферы – ком­мунальные услуги, здравоохранение, социальное обслуживание населения, образование, физическую культуру, спорт и туризм. На них направят 279,3 млн руб. и 2,5 млн USD.

В сфере ЖКХ к реализации запланировано 45 проектов с объемом инвестиций 53,4 млн руб. В основном это инициативы, направленные на снижение затрат коммунального хозяйства, улучшение обеспечения населения водой и ее качества, улучшение экологической обстановки во­круг очистных сооружений. В финансировании данных проектов ис­пользуются кредиты Европейского банка реконструкции и развития.

На развитие жилищной инфра­структуры (улучшение жилищных ус­ловий) направлено 14 проектов с объемом инвестиций 40,8 млн руб.

19 проектов связано с развитием торговой инфраструктуры. Речь идет об открытии в отстающих регионах новых торговых объектов из­вестных розничных сетей и модернизации старых объектов розничной торговли. Общий объем инвестиций по данной группе проектов – 30,1 млн руб., из которых 27,9 млн руб. составили собственные средства торговых предприятий.

Наибольший объем инвестиций направлен на реализацию проектов в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. В план включено 4 проекта с общим объемом инвестиций в размере 211,2 млн руб. (74,25% всего объема инвестиций по всем инфраструктурным проектам, направленным на улучшение качества жизни). Основную часть этой суммы – 200 млн руб. – планируется направить на строительство межрайонного медицинского центра в г. Миоры.

В сфере образования к реализации запланировано 19 проектов с объемом инвестиций 10,8 млн руб. и 2,5 млн USD. Валютная часть намеченных вложений – это кредиты Всемирного банка, предоставленные для реконструкции районных школ.

В сфере культуры в плане значатся 3 проекта с объемом инвестиций 19,8 млн руб., физкультуры, спорта, отдыха и туризма – 8 проектов с совокупным объемом инвестиций 13 млн руб.

Если не учитывать строительства межрайонного медицинского центра в Миорах, получится, что объем инвестиций оставшихся 111 проектов составит 79,3 млн руб. и 2,5 млн USD.

Основным источником вложений в инфраструктурные проекты являются кредитные средства банков – 238 млн руб. и 2,5 млн USD, что составляет 85,5% от общих инвестиций этой группы. Таким образом, основная нагрузка по финансированию инфраструктурных проектов ляжет на банки преимущественно государственной формы собственности.

 

Таблица 1. Наиболее крупные инвестиционные проекты, направленные на создание новых предприятий

Наименование, область

Описание проекта

Объем инвестиций, млн руб.

ООО «ММПЗ-групп», Витебская область

строительство завода по производству металлического листа и белой жести

174,5

ПУП «Витебский бекон», Витебская область

Строительство репродуктора для свиноматок

100,7

ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», Витебская область

Строительство цеха № 2 племенного молодняка

16,5

ООО «ЭйчЭсБелакон», Гродненская область

Строительство деревообрабатывающего предприятия

240

ГП «Голынка» , Гродненская область

Строительство молочно-товарной фермы

21,7

ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», Минская оласть

Выращивание индейки

119

ОАО «Красный пищевик», Могилевская область

Организация производства новых видов кондитерских изделий

на ПТУП «Красный пищевик – Славгород»

25

ООО «Натуральная вода», Могилевская область

Строительство завода для розлива питьевой и минеральной бутилированной воды на территории г.Черикова

11,3

ОАО «Могилевский мясокомбинат» , Могилевская область

Строительство свиноводческого комплекса

52,6

ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского», Могилевская область

Строительство молочнотоварной фермы

10,2

Итого

 

771,5

 

 

Таблица №2 Наиболее крупные проекты по развитию производственной инфраструктуры

Наименование, область

Описание проекта

Объем инвестиций, млн руб.

ОАО «Пуховичский КХП», Минская область

Монтаж металлических емкостей для хранения зерна

 

35,3

ООО «ВетроВатт», Витебская область

Строительство ветропарка с транспортной и инженерной инфраструктурой

16,9

ООО «Энергоцентр Миоры», Витебская область

 

Строительство мини-ТЭЦ на территории завода по производству металлического листа и белой жести

29,3

ООО «ЗападТрансГраница», Гродненская область

 

Строительство и эксплуатация контейнерных

терминалов

50

ООО «Лутек Логистик», Гродненская область

 

Строительство логистического центра

19,2

ООО «Азотэкспорт», Гродненская область

 

Строительство терминала по перегрузке жидких химических

продуктов

25,6

ООО «Сильва Лоджистик БиУай», Гродненская область

Строительство логистического терминала

 

23

Итого

 

199,3

 

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»