Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
20.03.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ И САМОМУ СЕБЕ©

Комплексное представление о корпоративной социальной ответственности (КСО) и системный законодательный подход к реализации ее принципов в Беларуси еще только формируется. К такому выводу пришли аналитики международного социально-экономического фонда «Идея», авторы исследования «Социальная ответственность современного белорусского бизнеса».

Комплексное представление о корпоративной социальной ответственности (КСО) и системный законодательный подход к реализации ее принципов в Беларуси еще только формируется. К такому выводу пришли аналитики международного социально-экономического фонда «Идея», авторы исследования «Социальная ответственность современного белорусского бизнеса».

Национальный феномен социальной ответственности бизнеса имеет полувековую историю. Во времена СССР предприятия поддерживали социальную сферу, содержали столовые, заводские поликлиники, детские сады, пионерлагеря и дома отдыха, оплачивая работникам путевки в санатории и т.д. Фонд «Идея», опросив 502 представителей 80 компаний, обнаружил, что белорусские предприниматели до сих пор отождествляют КСО преимущественно с внутренней социальной политикой.

Подавляющее большинство участников опроса (93,4% крупных, 86,3% средних и 82,9% мелких компаний) уверены, что успешно совмещают экономические и социальные цели. Причина такого мнения в том, что наши предприниматели еще мало знакомы с международными стандартами КСО. Поэтому социальная ответственность бизнеса ассоциируется у них в основном с инвестициями в развитие персонала и предоставлением социальных гарантий сотрудникам (64,9%), улучшением условий труда (60,2%), соблюдением законодательства (48%), выплатой легальных зарплат (48,6%). По сравнению с 2008 г. на 14,5 п.п., до 45,4%, выросла значимость и таких позиций, как вложение денег в производство, на 11,6 п.п., до 36,1%, — благотворительность и филантропия, на 10,2 п.п., до 30,3%, — честность и прозрачность отчетности, на 4,1 п.п., до 16,5%, — помощь регионам в решении социальных вопросов, на 5,6 п.п., до 16,7%, — учет общественных ожиданий в практике ведения дел. Число компаний, считающих, что бизнес должен нести социальную ответственность перед обществом, за 3 года почти не изменилось — 88,8%. При этом, как ни странно, заметно (на 14,8 п.п.) снизилась значимость производства качественных товаров и услуг, хотя это направление все еще остается в тройке наиболее приоритетных составляющих КСО.

В современном мире КСО давно стала системой, балансирующей интересы бизнеса, власти и общества, инструментом повышения деловой репутации и уровня доверия к компании, способом установить эффективные отношения со всеми заинтересованными группами. Большинство компаний при этом сочетают принципы внутренней КСО, проявляемой в ответственном отношении к персоналу (создании новых рабочих мест, продвижении технологий производства, повышении зарплат, профессиональном развитии коллектива и т.д.), и внешней, направленной на установление доверительных отношений с деловыми партнерами, поставщиками, местными властями и обществом.

По мнению доктора социологических наук, профессора Валентины Симхович, возглавлявшей рабочую группу исследования фонда «Идея», пока рано говорить о практических выгодах КСО для белорусских организаций. Но в Европе, где традиция старше, сейчас 75% потребителей выбирают товар компаний, участвующих в решении социальных проблем, а в России 42% покупателей переплачивают 10% за экологически чистый товар. На прибыль также влияет сокращение издержек в результате внедрения экологически и энергоэффективных технологий и т.п. Кроме того, фактор социальной ответственности составляет 25% деловой репутации компании, что помогает предотвратить конфликты с СМИ, потребителями, экологами и т.д. Управление репутацией сокращает издержки на рекламу, помогает привлечь инвесторов и удержать квалифицированных сотрудников. Мотивированный персонал повышает производительность труда. Но основной мотив КСО — это улучшение отношений с властями, государством, отметила В.Симхович, причем эффективное общение невозможно без согласованных приоритетов и уступок.

В Беларуси сегодня есть обширная нормативная база регулирования вопросов социальной активности. Среди них — Гражданский кодекс, Указ от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300), Декрет от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и др. Имеются законодательные стимулы для создания рабочих мест инвалидам, сняты многие барьеры в регулировании оплаты труда.

Однако законодательству в этой сфере не хватает системности. К тому же оно пока не только не разъясняет нормы КСО, а наоборот, смешивает понятия, как, к примеру, Указ № 300, ставящий знак равенства между спонсорством и благотворительностью. Помимо недостатков терминологии эти документы создают множество затруднений для благотворительности и реализации социальных проектов.

Документы, регулирующие практику КСО, как правило, корректируются точечно. Так, с 1 января 2012 г. согласно изменениям, внесенным в ст. 140 Налогового кодекса, с 5% до 10% валовой прибыли был увеличен размер льготы по налогу на прибыль для предприятий, оказывающих помощь государственным организациям. При этом круг адресатов ограничен бюджетными организациями здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозными организациями и тремя общественными объединениями — белорусскими обществами инвалидов и глухих и Белорусским товариществом инвалидов по зрению. В остальных случаях благотворительные акции могут проводиться только за счет чистой прибыли. «Причем только в определенное время, после уплаты всех налогов, — говорит директор по КСО фонда «Идея» Виктор Радьков. — А что делать, когда помощь нужна оперативно? Эта ситуация нуждается в упрощении. Спектр документов, который есть сейчас, не дает бизнесу возможности помогать «по зову сердца».

В мировой практике любые расходы на общественно полезные цели как-то льготируются, отмечает главный советник Инициативы ООН «Глобальный договор» Таисия Елецких. Так власти поддерживают основной мотив социально ориентированного поведения — добровольный вклад компании в развитие общества. Стимулировать КСО можно целым рядом мер: внедрением баланса труда и отдыха, контролем государственных закупок, партнерством с социально ответственным бизнесом. В Беларуси же в Указе № 300 строго ограничены направления благотворительности. Такой диктат по сути просто перекладывает нагрузку на чужие плечи.

Неудивительно, что у многих белорусских бизнесменов понятие КСО ассоциируется только с очередной тратой денег по инициативе государства. А потому главными помехами реализации принципов КСО респонденты назвали высокие налоги (47,2%), отсутствие льгот и льготных кредитов (37,5%), непонимание собственных выгод (34,9%). Каждая третья компания не может тратить часть доходов на внешних адресатов из-за собственных финансовых проблем. Достаточной информации о феномене КСО не имеют 28,3% бизнесменов, еще 24,1% не знают иных форм КСО, кроме благотворительности и спонсорства. Каждая пятая компания (22,5%) не ценит КСО из-за издержек при реализации, т.е. оценивает такие проекты только в краткосрочной перспективе. В итоге доля прибыли, выделяемая предприятиями на реализацию социальных проектов, в структуре расходов составляет лишь около 1%, а КСО-акции являются чаще бессистемными, не включаются в комплекс запланированных расходов.

Отметим, что за три года с 28% до 20% сократилось число тех, кто уверен, что в стране нет институтов, выражающих интересы социально ориентированного предпринимательства. На слуху бизнес-союзы и ассоциации, Центр системных бизнес-технологий SATIO. Еще в 2008 г. каждый третий респондент считал, что власти не способны продвигать принципы КСО, а сейчас так полагает каждый пятый, в основном — представители малых компаний.

Комплекс мер по развитию КСО вызвалась сформировать рабочая группа по реализации Национальной платформы бизнеса–2012, которая планирует разработать соответствующий законопроект.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений