Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Политика занятости: многим придется несладко, но помогать будут «как прежде»

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке труда за последние годы, в течение ближайших 5 лет власти ожидают роста высвобождения работников в двух сферах – промышленности и сельском хозяйстве. Об этом говорится в утвержденной постановлением Совмина от 30.12.2020 № 777 госпрограмме «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы.

Авторы программы апеллируют к оценкам экономистов (не уточняя, каких именно) о том, что ситуация на рынке труда будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика структуры занятости будет характеризоваться сокращением численности работников в АПК и промышленном комплексе.

Объясняется это модернизацией производств и внедрением ресурсосберегающих технологий, повышением производительности труда и сокращением избыточной занятости. При этом, как ожидается, в АПК темпы сокращения уровня занятости будут выше, чем в промышленности, из-за снижения численности трудоспособного населения в сельской местности.

Однако ни прогнозов о высвобождении рабочей силы в двух наиболее уязвимых отраслях, ни каких-либо специальных мер поддержки занятых в них документ не содержит.

В целом программа предлагает привычный набор инструментов для сглаживания ситуации в сфере занятости, но имеет свои особенности. Во многом они связаны с планируемым завершением повышения пенсионного возраста и поддержанием количества трудоспособного населения за счет этого.

 

Есть успехи, но текучесть кадров выросла

Отмечается, что повышение возраста выхода на пенсию позволило замедлить интенсивность снижения численности населения в трудоспособном возрасте: если в 2015 г. она составляла более 5,44 млн человек, то в 2019 г. – около 5,37 млн.

За 2016–2019 гг. численность трудовых ресурсов сократилась на 145,9 тыс. человек, или на 2,5%, в т.ч. численность населения в трудоспособном возрасте – на 76,8 тыс., а лиц старше трудоспособного возраста, но еще занятых в экономике, – на 69,1 тыс.

В целом же численность занятого населения сократилась на 3,6%, или на 161,8 тыс. человек.

Уточняется, что в органы по труду, занятости и соцзащите за помощью в трудоустройстве обратилось 862,2 тыс. граждан, безработными зарегистрировано 533 тыс. человек. В итоге трудоустроено 620,4 тыс. человек, в т.ч. 375,4 тыс. безработных.

В течение 4 лет отмечалось улучшение показателей трудо­устройства: уровень трудоустройства зарегистрированных безработных увеличился с 52,1% в 2015 г. до 64,7% в 2019 г. Средний период поиска работы за это время сократился с 4,1 до 2,8 месяца.

Субсидии для организации предпринимательской или ремесленной деятельности  выделены и 7,1 тыс. безработных.

Разработчики программы объясняют положительные тенденции изданием Декрета от 02.04.2015 № 3 «О содействии занятости населения», который перевел работу по трудоустройству граждан с заявительного на выявительный принцип. Напомним, не занятые в экономике граждане должны возмещать полную стоимость ЖКУ.

С этим можно было бы согласиться, если закрыть глаза на предысторию: изначально документ назывался «О противодействии социальному иждивенчеству», содержал совершенно иные меры «стимулирования» к труду (непонятно чем обоснованный сбор для тех, кто трудился менее 180 дней в году, и административный арест за его неуплату), а начало его реализации весной 2017 г. вызвало протесты по всей стране – только после этого Декрет был «переформатирован».

Кстати, судя по последним заявлениям представителей властей, борьба с «тунеядцами», как в народе стали называть тех, кто подпадает под действие документа, в ближайшее время усилится: местные исполкомы обновляют списки не занятых в экономике.

Вместе с тем актуальной в программе названа проблема высокой текучести кадров. О ней свидетельствует суммарный коэффициент оборота кадров (удельный вес уволенных и принятых на работу в общей численности работников), который вырос с 44% в 2016 г. до 49% в 2019 г. В то же время в последнем 5-летии сократился разрыв между численностью уволенных и принятых на работу: коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных работников) вырос с 89,6 до 94,9%.

 

Спрос на гибкие формы

На содействие занятости населения в течение 5 лет планируется выделить более 220 млн рублей, основная их часть – это средства бюджета ФСЗН.

Сама программа содержит 4 задачи: стимулирование экономической активности населения посредством реализации активных мер политики занятости и предоставления социальных гарантий, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения, обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и улучшение условий и охраны труда.

Для их достижения обещано, в частности, развитие гибких форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте, разработка новых направлений активной политики занятости, содействие трудоустройству женщин. Также речь идет о помощи при трудоустройстве инвалидов и лиц предпенсионного возраста, развитии системы переподготовки и переобу­чения, актуализации квалификационных требований к работникам.

 

А если средств не хватит?

Среди рисков, которые могут помешать реализации программы, ее разработчики выделили возможное ухудшение внешней и внутренней конъюнктуры, продолжение пандемии коронавируса, снижение численности трудоспособного населения, сокращение объемов производства, рост инфляции, массовое высвобождение работников, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения.

Эти риски могут привести к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере, снижению заработной платы и социальных гарантий, росту безработицы и напряженности на рынке труда.

Финансовые риски могут быть вызваны «недостаточностью объемов финансирования, сокращением средств, предусмотренных на социальную сферу».

Хорошо, что такая опасность осознается. Но в связи с этим вызывает удивление, что программа не содержит каких-либо решительных мер по поддержке безработных, количество которых будет расти, несмотря на то, что правительство рассчитывает удержать показатель реальной безработицы в пределах 4,2%.

Например, предложение о повышении пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения для наиболее уязвимых граждан – оно есть в программе правительства, а в профильном документе об этом ни слова.

Что же касается сельского хозяйства и промышленности, то в этих секторах экономики, формирующих более 30% ВВП, занято около 33% работающего населения страны. И подготовка мер поддержки для высвобождающихся работников, тем более если такие перспективы ясно осознаются, выглядит крайне необходимой.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений