Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поддержка бизнеса в инкубаторе

Минэкономики разрабатывает пакет документов, который изменит систему под­держки малого и среднего предпринимательства.

Министерство экономики ищет новые подходы, понимая, что реализация действующей программы развития частного бизнеса во многом зашла в тупик и неэффективна. Особенно это касается регионов. О но­вой концепции поддержки предпринимательства рассказала директор департамента по пред­принимательству Минэкономики Ирина Бабаченок в ходе обучающей поездки по бизнес-инкубаторам, организованной при поддерж­ке ЕС и ПРООН для представителей пилотных районов проекта международной технической помощи «Поддержка экономического развития»:

«В течение трех месяцев должен появиться пакет документов, который опишет новую систему поддерж­ки малого и среднего предпринимательства. Новый подход – это не просто косметическая чистка, это новое видение. Существующая си­стема – а ей уже больше 10 лет – изжила себя и значительно отстает от потребности времени, малого бизнеса. Сфера поддержки МСП будет структурирована и станет под­держиваться специальным ведомством.

Кроме того, мы намерены уйти от формального присвоения статуса юрлицу бизнес-инкубатора и перейти к системе сертификации биз­нес-услуг с возможностью получения финансовой поддержки по софинансированию субъектов предпринимательства. Сегодня в стране нет ни одного центра поддержки – инкубатора в полном понимании этого слова. Новая система будет анализировать потребности бизнеса и эффективность предоставляемых ему услуг», – рассказала Ирина Бабаченок.

Латвийский опыт в помощь

В этом плане интересен опыт, накопленный в Латвии. Там к вопросу поддержки начинающих предпринимателей подошли со всей присущей этой стране скрупулезностью. Этот путь действительно стал реальным драйвером развития частной инициативы. Возможно, Минэкономики при разработке своей программы возьмет модель латвийского бизнес-инкубирования.

Руководитель латвийского бизнес-­инкубатора Никита Казакевич рас­сказал об алгоритме деятельности агент­ства. В Латвии модель государственного бизнес-инкубатора развивается с целью привлечения инвестиций, идей, развития стартапов, новых бизнесов и туризма. Финансируется бизнес-инкубатор на 80% из фонда ЕС и на 20% – Латвией. Всего их по стране 15, и существуют они не так давно, всего 2,5 года. Интересно, что в программе поддержки могут участвовать и иностранные граждане, если у них есть виза предпринимателя.

На первом этапе в инкубатор приходят физические лица или молодые компании со своими идеями и желанием попасть в программу. Пройдя отбор, заключают договор о сотрудничестве с инкубатором. Далее происходит интеграция «новичка» в сообщество пред­принимателей. Конечная цель – «упаковка» идеи и выпуск товара на экспорт. Латвийские инкубаторы действительно работают. Подтверждение этому – готовые продукты, от органических снеков до одежды с янтарной нитью, которые уже продаются на европейских рынках.

С новичком инкубатор ведет непрерывную работу, начиная с об­суждения востребованности идеи, создания команды и выстраивания бизнес-процесса до качества, формы и цвета упаковки и оформления выставочного стенда на международной выставке и заключения там первого контракта.

«Инкубатор не навязывает свое мнение начинающим бизнесменам. Мнение о товаре они получают от рынка. Идеи, продукты постоянно тестируются на самых придирчивых людях – покупателях. Поэтому происходят постоянный поиск и изменение», говорит Н. Казакевич.

На втором этапе инкубатор помогает масштабировать производство и выходить на экспорт. Помощь заключается в софинансировании и поддерж­ке в получении необходимой сертификации. Предпринимателю оплачивается до 50% бизнес-расходов на оплату помещения, оборудования и др. или же он получает весомые гранты. Система несложная, главное – быть участником инкубатора.

«Инкубатор должен быть на шаг впереди и видеть издалека. Предпринима­тели учатся, становятся опы­т­нее, и мы обязаны их заинтересовывать и давать качественную информацию, ведь для них время – самое дорогое. А для нас самое дорогое – это предприниматели», – говорит руководитель латвийского агентства.

Нужен запрос от бизнеса

По словам И. Бабаченок, такую модель (латвийскую) или очень на нее похожую планируется применить и в Беларуси: «Важно, чтобы был положительный запрос от общества, и эта тема не оставалась инициативой Минэкономики. Ведь, если мы хотим что-то менять, предложение должно исходить от бизнеса. Сегодня действующие в Беларуси бизнес-­инкубаторы развиваются на условиях самоокупаемости и могут дальше спокойно существовать. Но мы пред­лагаем создать систему поддержки предпринимательства с другим под­ходом, на некоммерческой основе. Цель – найти, поддержать, развить. Эта система должна заработать, особенно в регионах».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by