Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
24.12.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОД ПОКРОВОМ ЕЭП ГОСЗАКУПКИ РАСКРОЮТ СВОИ ТАЙНЫ

Беларуси придется существенно изменить национальную систему госзакупок. К 1 января 2012 г. она должна быть унифицирована с российской — стать прозрачной, с бесплатным доступом, электронными технологиями и очищенной от административной поддержки. Таково требование Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного 9.12.2010 г. в Москве государствами Таможенного союза в рамках формирования ЕЭП и ратифицированного 22 декабря Национальным собранием РБ.

Беларуси придется существенно изменить национальную систему госзакупок. К 1 января 2012 г. она должна быть унифицирована с российской — стать прозрачной, с бесплатным доступом, электронными технологиями и очищенной от административной поддержки. Таково требование Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного 9.12.2010 г. в Москве государствами Таможенного союза в рамках формирования ЕЭП и ратифицированного 22 декабря Национальным собранием РБ.

Сегодня госзакупки в республике — сфера весьма замкнутая, хотя бюджетные расходы здесь составляют почти 30% ВВП. Поэтому россияне, разрабатывая Соглашение, стремились обеспечить для своих компаний как можно более свободный доступ и на белорусский рынок в рамках единого тендерного пространства. Наши соседи по этому пути уже продвинулись весьма существенно: сегодня в РФ каждая компания имеет широкие возможности для участия в госзакупках, а ее граждане могут анализировать их эффективность. Впрочем, по официальным данным, коррупция в данной области оценивается в 1 трлн. RUB ежегодно. Но говорят об этом вполне открыто.

У нас о происходящем внутри сферы госзакупок известно не столь много. Доступ к информации о них, в т.ч. к результатам, для субъектов хозяйствования и обычных граждан существенно ограничен, в первую очередь взиманием платы. Однако теперь в соответствии с подписанным соглашением Беларусь как участница ЕЭП должна обеспечить беспрепятственный и бесплатный доступ к информации о закупках.

СОГЛАШЕНИЕМ определено 5 способов проведения на территории ЕЭП закупок товаров, работ, услуг за бюджетные средства государств — членов ТС. Это конкурс (открытый), запрос ценовых предложений (запрос котировок), аукцион (открытый), биржевые торги, закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Они должны сменить виды процедур, действующие в нашей стране сегодня.

Механизм выбора этих видов, как известно, зависит от ориентировочной стоимости предмета закупки. При малых объемах необходимо применять процедуру оформления конкурентного листа, при больших — открытый (закрытый) конкурс. Если стоимость товара (работы, услуги) находится в диапазоне 1000–8000 базовых величин, применяется процедура запроса ценовых предложений.

Впрочем, заказчики, приноровившись к действующим ограничениям, достаточно легко «уходили» от конкурентных процедур к неконкурентной — закупке из одного источника, чтобы приобрести товар у единственного, обычно заранее намеченного поставщика. Так, по данным Минэкономики, процедуры закупки из одного источника составили 33,7% от всего количества процедур в 2008 г. и 33,3% в 2009 г. Широко также используется процедура оформления конкурентного листа, которую лишь с натяжкой можно считать конкурентной, поскольку правила позволяют применять ее в узком кругу потенциальных поставщиков.

ВРАМКАХ ЕЭП доминирующим способом госзакупок призван стать аукцион. Закупки этим способом должны осуществляться по установленному Соглашением перечню товаров (работ, услуг), в который входят продукция сельского, лесного и рыбного хозяйств, уголь, торф, нефть сырая, газ природный, минеральное сырье, включая камень и песок, продукты питания, текстильные изделия, одежда, обувь, бумага, полиграфическая продукция, машины и оборудование, автомобили, медицинская аппаратура и т.д. По аукциону должны выбираться и исполнители ряда услуг, в т.ч. строительных, включая ремонт, розничной торговли, по ремонту автомобилей, техобслуживанию оборудования, транспортные, ЖКХ. При этом государства «тройки» в национальных законодательствах о госзакупках не имеют права сужать этот перечень, а только расширять.

Соглашением установлены базовые требования к механизму осуществления госзакупок данным способом. Важнейшее из них касается технологии — аукцион проводится исключительно в электронном формате. Весь процесс аукциона, начиная от размещения извещения и заканчивая объявлением результата, должен происходить в сети Интернет — на веб-портале и (или) электронной торговой площадке. Государствам позволено иметь по одному веб-порталу, представляющему собой единый сайт о госзакупках. Он же может выполнять функции электронной торговой площадки.

Извещение об аукционе и документация о нем размещаются не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие. Победителем признается участник, предложивший наименьшую цену договора (контракта) о закупке. Кстати, в целях участия в аукционах потенциальные поставщики подлежат обязательной аккредитации на срок не менее чем 3 года.

В СООТВЕТСТВИИ с Соглашением в национальном законодательстве о госзакупках должен быть предусмотрен и такой их способ, как конкурс. При этом не уточняется перечень товаров (работ, услуг), по которым он будет применяться. Конкурс также должен проводиться в электронном формате, а победителем признается потенциальный поставщик, предложивший лучшие условия исполнения договора (контракта).

Применение остальных способов необязательно и остается на усмотрение каждой из стран-участниц. При этом если национальным законодательством предусмотрены, например, закупки из одного источника, то они должны осуществляться в строго установленных случаях, перечень которых приведен в приложении к Соглашению (водоснабжение, водоотведение, канализация, тепло- и газоснабжение, преподавательские услуги у физических лиц, закупка материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного резервов, приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов, культурных ценностей, в т.ч. музейных предметов и коллекций, и т.д.).

Закупки способом запроса ценовых предложений (котировок), если он предусмотрен национальным законодательством, будут проводиться при небольших объемах приобретаемых товаров (работ, услуг), когда максимальная цена договора (контракта) ниже определенного порога, который будет установлен государствами. Извещение о такой закупке также должно размещаться на веб-портале не менее чем за 4 рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие.

Могут осуществляться госзакупки путем биржевых торгов. При этом каждая из стран ЕЭП должна определиться с перечнем биржевых товаров, а также установить ограниченное количество товарных бирж, где такие закупки могут осуществляться.

На приведение национальной системы госзакупок в соответствие с Соглашением у Беларуси и России есть год, у Казахстана — полтора: до 1.07.2012 г.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений