Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №92(2587) от 06.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4532
EUR:
2.5673
RUB:
3.9491
Золото:
141.52
Серебро:
1.81
Платина:
80.37
Палладий:
151.28
Назад
Интеграция
25.07.2022 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему страны ЕАЭС заинтересованы в торговле с Ираном

Фото: freepik.com

Закон о ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее – Временное соглашение), опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Документ ратифицирован Палатой представителей Национального собрания Беларуси 16 июня 2022 г., одобрен Советом Республики 28 июня 2022 г.

Согласно условиям Временного соглашения от 17 мая 2018 года, вступившего в силу 27 октября 2019 года, ввозные таможенные пошлины в торговле между странами Евразийского экономического союза и Ираном снижаются или устраняются по ограниченному охвату товаров, представляющих принципиальный интерес для сторон. Это 360 тарифных линий со стороны Ирана и 502 тарифные линии со стороны ЕАЭС.

В настоящее время государства – члены ЕАЭС ведут с иранской стороной переговоры по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле (в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020).

Отметим, что Временное соглашение действует до 27 октября 2022 года, а переговоры по заключению соглашения о свободной торговле в среднем занимают от двух до пяти лет. Поскольку они к 27.10.2022 могут быть еще не завершены, то 14 марта 2022 года в Тегеране подписан Протокол к Временному соглашению, предусматривающий продление его применения на три года (до 27.10.2025) или до вступления в силу соглашения о свободной торговле.

Заместитель министра иностранных дел Беларуси Игорь Назарук, представляя 16.06.2022 законопроект в Овальном зале, подчеркнул, что ратификация Протокола направлена на развитие экспортного потенциала нашей страны. Выгода Беларуси заключается в диверсификации экспортных поставок за счет снятия тарифных и нетарифных барьеров по доступу на рынок и улучшению условий для торгово-экономического сотрудничества.

Отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей, замминистра напомнил, что аналогичные выгодные для Беларуси соглашения есть у ЕАЭС с Сербией, Вьетнамом и Сингапуром (последнее еще не вступило в силу). Кроме Ирана ведется работа по заключению соглашений также с Египтом и Индией.

На основе предложений бизнеса, правительств, экспертного сообщества государств – членов ЕАЭС сформирован список стран так называемой второй волны, представляющих наибольший экономический интерес для Союза. В их число вошли Индонезия, Монголия, а также Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные арабские Эмираты).

5 июля 2022 года Протокол к Временному соглашению ратифицировала Государственная Дума РФ, 8 июля – Совет Федерации.

Иран – крупнейшая экономика исламского мира по объему ВВП после Турции. Страна находится на втором месте (после Саудовской Аравии) по объему запасов нефти и занимает нишу в 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. 

Сама идея сближения Ирана с ЕАЭС хорошо вписывается в стратегию Тегерана по переориентации на новые рынки, в т.ч. в связи с необходимостью снижения негативных последствий санкционного давления извне, в первую очередь со стороны США.

Читайте нас в Telegram

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by