Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
13.11.2012 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По три шкуры©

В нашей стране значительная прибыль, полученная предприятием, совсем не гарантирует ему безбедного существования, даже если оно находится «под крылом» государства. Наоборот, с богатых у нас в прямом смысле дерут по три шкуры. В очередной ра...

В нашей стране значительная прибыль, полученная предприятием, совсем не гарантирует ему безбедного существования, даже если оно находится «под крылом» государства. Наоборот, с богатых у нас в прямом смысле дерут по три шкуры.

В очередной раз правительство «предложило» высокорентабельным предприятиям с долей собственности государства перечислить часть своей прибыли (дохода) в государственный целевой бюджетный фонд национального развития (далее — фонд развития). Соответствующее решение содержится в постановлении Совмина от 1.11.2012 № 999 «Об отдельных вопросах формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития в 2012 году», которым установлен порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, гособъединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ для образования фонда развития

Документ содержит перечень таких организаций и конкретные суммы прибыли (дохода) по результатам работы за январь–июнь 2012 г., которые они должны перечислить в фонд развития сверх части прибыли, уже перечисленной в бюджет в соответствии с п. 1 Указа Президента от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития». Самое интересное, что перечисление должно производиться равными долями ежемесячно в течение 2012 г. начиная с месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления № 999. А поскольку этот нормативный акт вступил в силу с 7 ноября 2012 г., то данная формулировка звучит почти издевательски, т.к. на расставание с немалыми суммами у организаций, попавших в этот список, есть всего месяц, и ни о каких «равных долях» речи уже не идет.

Напомним, что согласно Указу № 637 в бюджет необходимо перечислять часть прибыли (дохода), оставшейся после налогообложения, которая исчисляется в зависимости от уровня рентабельности ежеквартально по нормативам согласно приложению к этому законодательному акту как разница между суммами отчислений нарастающим итогом и за предыдущий отчетный период с начала года. При этом установленные нормативы нельзя назвать незначительными. В частности, при уровне рентабельности с начала отчетного года до 20% в бюджет необходимо перечислить 5% прибыли (дохода), а если он превышает 30% — уже 25%. Таким образом, упоминание по «три шкуры» уже не кажется художественным преувеличением.

Тем же Указом № 637 правительству дано право ежегодно определять перечень организаций, обязанных формировать фонд развития, причем начиная с текущего года его даже не нужно согласовывать с Президентом. Для общественности подобные нормативные акты служат достаточно надежным индикатором прибыльности того или иного госактива. Так, согласно постановлению № 999 по итогам первого полугодия первую тройку составили ОАО «МАЗ», которое должно перечислить в фонд развития 63,185 млрд. Br, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (52,413 млрд. Br) и РУП «Могилевский завод лифтового машиностроения» (29,413 млрд. Br). От них немного отстали ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» (25,0 млрд. Br), УП «Белспецвнештехника» (19,712 млрд. Br), ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (16,628 млрд. Br), ОАО «АГАТ — системы управления» (16,4 млрд. Br) и ОАО «Промагролизинг» (15,339 млрд. Br). Замыкают же этот список ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (1,182 млрд. Br), ОАО «Старобинский торфобрикетный завод» (1,665 млрд. Br) и, к нашему удивлению, УП «Минск Кристалл» (всего 0,829 млрд. Br).

Как ни странно, в данном перечне отсутствует прошлогодний лидер аналогичного «рейтинга» — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» — которое тогда опережало всех с огромным отрывом. Хотя с учетом начавшегося еще летом «нефтяного триллера» этого вполне можно было ожидать.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений