Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
17.09.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По литовскому маршруту пойдем с Китаем?

В январе–июле т.г. Беларусь импортировала 12 млрд. м3 природного газа — на 39,6% больше, нежели за 7 месяцев 2009 г., сообщили «ЭГ» в Белстате. Среднеконтрактная цена голубого топлива в 2010 г. составила за указанный период 179 USD за 1 тыс. м3, из ...

В январе–июле т.г. Беларусь импортировала 12 млрд. м3 природного газа — на 39,6% больше, нежели за 7 месяцев 2009 г., сообщили «ЭГ» в Белстате.

Среднеконтрактная цена голубого топлива в 2010 г. составила за указанный период 179 USD за 1 тыс. м3, из чего следует, что его импорт из России уже обошелся нам в кругленькую сумму — 2,148 млрд. USD. Кстати, цена на газ, судя по статистике, за январь–июль превысила уровень прошлогодних 7 месяцев на 2,6%.

И вряд ли стоит рассчитывать, что в ближайшей перспективе «Газпром» начнет удешевлять для нас свою продукцию. Более того, по данным источников в российской монополии, она твердо намерена уже с 2011 г. экспортировать в Беларусь газ по рыночным ценам. Согласно предварительной информации, его стоимость для нас в следующем году может вырасти до 250 USD.

Поэтому поиск путей альтернативного газоснабжения с целью минимизации финансовых издержек становится для Беларуси жизненной необходимостью. В качестве основного варианта рассматривается использование вместо продукции «Газпрома» сжиженного природного газа, который на мировом рынке реализуется по более дешевой цене.

Самый оптимальный маршрут его доставки пролегает через Литву со строительством терминала по приему и разжижению такого газа в порту Клайпеды. С премьер-министром этой страны Андрюсом Кубилюсом 28 июня т.г. были достигнуты договоренности о создании совместной межправительственной рабочей группы по сотрудничеству в вопросах топливно-энергетического комплекса. Наш премьер-министр Сергей Сидорский распоряжением от 13.07.2010 № 90р утвердил белорусскую часть такой группы, которую возглавил первый вице-премьер Владимир Семашко. Ей поручено сформировать на сей счет предложения уже к 1 ноября т.г.

Как полагают белорусские эксперты, нам выгоднее реализовать проект строительства терминала совместно с литовцами. В таком случае, по их мнению, его реализация не займет много времени. А кроме того это — валютоокупаемый проект. По словам С.Сидорского, он очень эффективен не только с точки зрения получения газа от конкретных поставщиков, но и участия в спотовых сделках на европейском рынке.

Между тем в Вильнюсе, похоже, эту идею совместного строительства терминала в Клайпеде уже не разделяют. Согласно литовским СМИ, переговоры двух стран по данному вопросу «буксуют». Канцлер премьер-министра Литвы Дейвидас Матуленис, который назначен главой рабочей группы по консультациям с нашей страной, сообщил на днях, что литовский и белорусский проекты являются отдельными. «Наш терминал и белорусская инициатива — это разные вещи. Мы не бросаем в одну кучу эти два проекта — это следует называть отдельно», — пояснил он.

В свою очередь, министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас рассказал журналистам, что страна готова строить терминал сжиженного газа своими силами. Позднее намечено продать часть его акций двум другим странам Балтии — Латвии и Эстонии в зависимости от потребляемого ими количества газа.

Кстати, по словам А.Сякмокаса, Литва уже приступила к реализации данного проекта. Им занимается государственная компания Klaipedos nafta. Проект предполагает возведение терминала, через который можно будет импортировать 3 млрд. м3 газа. Правда, с его финансированием пока нет полной ясности. В Вильнюсе рассчитывают получить деньги из трех источников — от потребителей сжиженного газа, Евросоюза и продажи либо залога литовской госсобственности.

Из этого следует, что в лучшем случае Литва предоставит Беларуси прибрежную территорию на Балтийском море, но строить терминал нам, скорее всего, придется самим. Такой вариант, похоже, уже обсуждается в Минске. Но в связи с дефицитом финансовых ресурсов, проект, вероятнее всего, будет предложен иностранным инвесторам.

В частности, об этом шла речь на состоявшейся на прошлой неделе встрече С.Сидорского с президентом китайской корпорации «Синомак» Жэнь Хун Бинем. Она занимается реализацией проектов на условиях генерального подряда, оказанием услуг в области муниципального строительства, телекоммуникаций, металлургии, кораблестроения и других отраслей. Согласно сообщению пресс-службы Совмина, корпорация «Камсе», которая является дочерней компанией «Синомак», уже выразила готовность строить в Литве белорусский порт и терминал по приемке и регазификации сжиженного газа.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений