Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
12.02.2010 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПЕРЕВОД СТРЕЛОК,

или На каком пути наш локомотив

Правительство и Национальный банк утвердили совместный план действий по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 г. Поскольку в 2009 г. кризисные явления в национальной экономике пришлось признать, а в нынешнем поставлена задача возобновления роста, то очередной план должен быть достаточно нестандартным, чтобы обеспечить заявленную динамику развития. Для достижения этого предложены первоочередные экономические меры и мероприятия повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей.

В числе приоритетов программы Национального банка и правительства — либерализация ценообразования, которая должна как-то сочетаться с обязательством ограничить инфляцию на уровне 8–10%. Последнему вопросу в приложении 1 к плану посвящено 6 страниц. Но как тогда быть с обещанным освобождением ценообразования? Ведь перечень товаров (работ, услуг), на которые цены и торговые надбавки регулируются, по-прежнему существует, не отменены требования составления расчетов с обоснованием цен и санкции за их отсутствие. Продолжается дискуссия об обязательности применения Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость. Очевидно, что невозможно одной рукой проводить либерализацию, а второй — административно сдерживать рост цен.

Реальнее выглядят планы «упорядочить» (в смысле — повысить) цены и тарифы на ряд услуг для устранения ценовых диспропорций, сократить перекрестное и бюджетное субсидирование, выполнить параметры бюджета по уровню возмещения затрат населению, расширить перечень платных медицинских услуг.

Все на экспорт

В рыночной и конкурентной экономике было бы невозможно доведение заданий по сокращению складских запасов. Между тем именно это одна из первоочередных мер стимулирования экспорта. Формальные призывы нарастить экспорт звучат постоянно, а вот предложенные меры — сомнительны. Например, «согласование страновых стратегий развития экспорта с отраслевыми и региональными стратегиями развития экспорта», стимулирование экспорта через возмещение предприятиям затрат на участие в национальных выставках (экспозициях) за рубежом в размере 50–75%. Последнее выглядит, скорее, разбазариванием бюджетных денег, которых и так негусто. Разумеется, загранкомандировки на выставки — вещь приятная. Куда веселее сидеть возле стенда в Москве или Ганновере, чем с утра до вечера стоять за прилавком в ЦУМе или ГУМе. Тем более, что суточные идут немалые. Но итоговым показателем эффективности выставок являются объемы продаж и количество заключенных контрактов. А это зависит от качества товаров и спроса на них. Если нет ни того, ни другого, то никакие субсидии на проведение выставок не помогут.

Следующий пункт — «расширение на взаимной основе с РФ перечня товаров, которым предоставляется равный доступ на рынок при госзакупках». Принимая во внимание отношения с восточными соседями в последнее время, данные мониторинга Минэкономразвития РФ о том, что Беларусь применяет в отношении российских товаров 24 ограничительные меры (для сравнения: в ЕС — 17, в Украине — 13, в США — 11), остается пожелать удачи нашим переговорщикам в решении задачи на равенство.

Среди второстепенных мер стимулирования экспорта — масштабные планы развития собственных товаропроводящих сетей в ЕС (в России, видимо, окончательно выстроили), ведение переговоров о допуске белорусских товаров на европейский рынок; диверсификация географической структуры экспорта, повышение кадрового потенциала отделов ВЭД предприятий. Планируется также увеличить объем производства и экспорта запчастей, комплектующих, других сопутствующих товаров (материалов) для обеспечения бесперебойной работы собственных, совместных и дилерских центров по обслуживанию белорусской технически сложной продукции. Ответственные за исполнение — Минпром и Госкомвоенпром. Чтобы обойти заградительные пошлины на импорт готовых изделий (автомобили, тракторы, военная техника) в разных странах предусмотрено создание сборочных производств за рубежом и бесперебойное снабжение их запчастями. Все это многократно декларировалось и ранее, но до дела не доходило. Получится ли сейчас, в условиях глобального падения спроса почти на все позиции белорусского экспорта?

Инвестиции и приватизация

Здесь в числе приоритетов — привлечение мировых брендов и транснациональных компаний к созданию на территории страны новых производств. Запланировано определить перечень предприятий (в январе) и внести изменения в законодательство (в феврале). Хорошей приманкой для транснациональных корпораций, вероятно, должен стать Таможенный союз, делающий Беларусь плацдармом для рывка на огромный российский рынок. Жаль только, что все крупные бренды и ТНК уже давно открыли заводы прямо в РФ. Заставить их перенести производство к нам могут лишь экстраординарные и беспрецедентные усилия, на которые, скорее всего, россияне быстро и адекватно отреагируют.

К сожалению, нет прорывных направлений в привлечении инвестиций и приватизации. Последняя значится в плане как «совершенствование управления госимуществом», что, в частности предполагает рассмотрение возможности проведения аукционов по продаже акций с применением метода понижения цены, продажи госимущества в рассрочку, уточнение методов оценки имущества при продаже конкретному покупателю. В I квартале Госкомимущество совместно с отраслевыми органами госуправления должно подготовить предложения по каждому предприятию о необходимости разгосударствления и приватизации. Такие решения должны предполагать длиннющую очередь из инвесторов. Но ее почему-то не видно. Чего доброго вскоре продажа с любым понижением или рассрочкой будут восприниматься как большая удача. Не потому ли уже в следующем пункте отмечается необходимость «оптимизировать объекты госсобственности», не подлежащие приватизации, и включить их в план приватизации на 2011—2013 гг.

Интересна инициатива — переименовать госпредприятие «Национальное инвестиционное агентство» в «Национальное агентство по инвестициям и приватизации», которое будет вести деятельность совместно с «единым международным консультантом». Между тем, пока иные международные консультанты по этому поводу делят «шкуру неубитого медведя», наше правительство не определило даже те 5 предприятий, которые надо приватизировать, чтобы подтвердить нацеленность на структурные реформы, на которых настаивает МВФ. Предварительный перечень таких предприятий может лишь вселять тоску в любого консультанта, даже самого авторитетного и международного.

Должен быть составлен перечень участков, которые свободно могут быть предложены инвесторам в случае их прихода в Беларусь. Правда у ТНК, если какой-то из них захочется построить у нас завод «с нуля», самостоятельно выбрать место для этого не удастся — чиновники все решат заранее.

И наконец, в 2010 г. должен быть разработан закон «О частно-государственном партнерстве». Любопытно, заставит ли он чиновников воспринимать бизнесменов как партнеров, а не как объект постоянных поборов и проверок?

Зарплата

Особое место в плане отведено задаче повышения зарплаты до уровня 1,5 млн. Br к концу 2010 г. В перечне из 14 пунктов на 4-х страницах, сделана очередная попытка привязать доходы руководителей к выполнению прогнозных показателей. Пока очевидно, что лишь единичные предприятия смогут достичь поставленных целей, а потому рассчитывать на заявленный рост доходов по стране в целом не приходится. Самым понятным пунктом выглядит «разработка и согласование графика повышения тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (в три этапа)». Правда «повышение тарифной ставки первого разряда будет осуществлено с учетом сложившегося экономического роста и исполнения доходной части бюджета». Эта оговорка делает перспективы дальнейшего роста зарплаты бюджетников не столь радужными. Остальные 13 пунктов декларируют «обеспечение разработки», «усиление контроля», разработку графиков и мероприятий, «осуществление ежеквартального анализа», но ничего не говорят о механизмах и источниках, за счет которых можно в реальности повысить зарплату. Между тем январь, в течение которого планировалась «разработать график и усилить контроль» закончился, а в бюджетных организациях тарифная ставка выросла в пределах 1%.

Не менее важное

Блок мер повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей (59 пунктов) содержит расплывчатые формулировки и понятия, которые никак не проливают свет на суть «экономического рывка-2010». Среди самых интересных: повышение суверенного кредитного рейтинга Беларуси и позиции страны в классификации ОЭСР; разработка плана либерализации условий экономической деятельности в 2010 г. с учетом необходимости повышения рейтинга РБ в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2011». По нашему мнению, повышение кредитного рейтинга при резком росте внешнего долга и активном использовании печатного станка просто нереально. А вот формально войти в тридцатку «Doing Business» вполне возможно. Правда, результаты скачка на 112 пунктов в рейтинге сами белорусские бизнесмены на себе почти не ощутили, а статус «лидера по количеству реформ», который мы разделяем с несколькими африканскими и балканскими странами, никого, кроме составителей рейтинга и белорусских чиновников не вдохновляет. Ведь количество реформ в 2008—2009 гг. лишь свидетельствует об их отсутствии в прошлые годы.

По мнению составителей плана, источником промышленного роста должны стать программы поддержки АПК, возрождения села, процедуры «упорядочения вывоза» лома черных и цветных металлов (вместо нефти, что ли).

Итак, очередная программа не содержит никаких новаторских, прорывных идей и концепций экономического роста. Видимо, и выполнение обязательных целевых показателей даст результат, аналогичный прошлогоднему.

Василий САВЛОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by