Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пассажирские перевозки: метро, троллейбус и трамвай уравняют с автомобилем

Фото: neg.by

Поправки в Закон о городском электрическом транспорте и метрополитене рекомендовано рассмотреть в первом чтении на сессии Палаты представителей. Такое решение приняла Постоянная комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.

Совет Министров 10 февраля 2023 г. внес в Палату представителей законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене». Документом ставится задача обеспечить единые подходы к регулированию организации и выполнения пассажирских перевозок электрическим транспортом, метро и автомобильных перевозок пассажиров.

Что предлагают изменить в действующем Законе?

В настоящее время в качестве операторов перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном могут выступать только государственные юридические лица. По законопроекту ими могут быть как государственные, так и негосударственные юрлица – по аналогии с операторами автомобильных перевозок пассажиров.

Напомним, что согласно ст. 1 действующего Закона от 05.05.2014 № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – Закон) оператор перево­зок пассажиров – это государственное юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров, но не выполняющее такие перевозки.

Учтено расширение возможностей оплаты проезда. Напомним, что в НПА уже включен термин «информационная оплата билетов». В наземном транспорте столицы, в областных центрах и еще 15 крупных городах Беларуси есть возможность рассчитаться за проезд с помощью мобильного приложения «Оплати». В метро пассажиры могут воспользоваться бесконтактными банковскими картами и мобильными устройствами, поддерживающими технологию NFC. В связи с этим определение термина «электронный билет» дополняется словами: «К электронному билету приравнивается электронная запись, сформированная в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда».

Еще одна поправка касается оплаты услуг операторов перевозок пассажиров. Согласно действующему законодательству, если установленная органом госуправления фиксированная плата (тариф, ставка, сбор) не покрывает затрат на транспортные работы и услуги, то недостающая часть этих затрат возмещается из соответствующего бюджета. Порядок выплат средств из госказны разрабатывает и утверждает Сов­мин. Предлагается в ст. 11 Закона закрепить, что оплата услуг оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом по организации перевозок в регулярном сообщении и оплата услуг оператора перевозок пассажиров метрополитеном осуществляются в порядке, установленном Совмином. То есть планируется распространить на электротранспорт и метро механизм, идентичный предусмотренному Законом от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Ликвидируется и еще один пробел в законодательстве. Согласно Положению о Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 04.09.2004 № 1218, на нее возложен контроль за транспортной деятельностью при организации и выполнении перевозок (за исключением гражданской авиации). Инспекция следит и за соблюдением законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобилями. По аналогии ей поручается контроль за перевозкой пассажиров электрическим транспортом – в Законе появится новая ст. 4-1.

Проверки будут проводиться в соответствии с Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» уже имеющимися подразделениями этой структуры Минтранса. При организации перевозок контроль будет осуществляться в формах выборочных и внеплановых проверок, мониторингов и т.д., а при их выполнении – в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, профилактических и предупредительных мер.

Разработчики законопроекта считают, что госконтролеры помогут выявить недобросовестных перевозчиков, заставят хозяйствующих субъектов действовать в правовом поле, что в итоге обеспечит более качественное оказание транспортных услуг.

Порядок создания и деятельности контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте будет устанавливаться Правилами перевозки пассажиров городским электрическим транспортом (из Закона исключается соответствующая компетенция Минтранса об утверждении типовых положений о такой службе). Закон дополняется ст. 29-1 «Контрольно-ревизорская служба на городском электрическом транспорте». В соответствии с ней работники контрольно-ревизорских служб, осуществляющие в т.ч. проверку у пассажиров проездных документов и документов, подтверждающих право на льготный проезд, при исполнении своих служебных обязанностей пассажирами не являются.

Согласно предлагаемой редакции ст. 14 Закона договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство, а договор перевозки метрополитеном – с момента прохода пассажира на станцию метрополитена через турникет.

Что касается метро, то это закрытое предприятие, его инфраструктура не взаимодействует и не пересекается с другими видами транспорта. Эксплуатация оборудования и сооружений осуществляется на основании Правил технической эксплуатации и целого ряда внутренних НПА. Кроме того, действуют Правила перевозки пассажиров мет­рополитеном, утв. постановлением Совмина от 22.11.2014 № 1088.

Подземка работает по жесткому расписанию, здесь важно следить за выполнением графика движения поездов при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья пассажиров. Этим занимается аппарат Главного ревизора по безопасности движения поездов. Необходимости создания в метро еще и контрольно-ревизорской службы нет.

***

Действующий Закон также приводится в соответствие с рядом других НПА, включая законы от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» и от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений