Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
13.11.2012 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПАРТИЯ ПРИЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЯТЬ©

8 ноября на открытии XVIII съезда Коммунистической партии Китая уходящий со своих постов генеральный секретарь КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао зачитал отчетный доклад. Из его выступления следует, что власть коммунистической партии останется незыблемой, основным экономическим ориентиром будет удвоение ВВП и доходов населения в 2020 г. по сравнению с 2010-м, а к столетию образования Китайской народной республики в 2049 г. страна превратится «в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и модернизированное социалистическое государство». Во многом планы китайского руководства и стоящие перед ним проблемы схожи с теми, с которыми сталкивается сегодня Беларусь.

8 ноября на открытии XVIII съезда Коммунистической партии Китая уходящий со своих постов генеральный секретарь КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао зачитал отчетный доклад. Из его выступления следует, что власть коммунистической партии останется незыблемой, основным экономическим ориентиром будет удвоение ВВП и доходов населения в 2020 г. по сравнению с 2010-м, а к столетию образования Китайской народной республики в 2049 г. страна превратится «в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и модернизированное социалистическое государство».

Во многом планы китайского руководства и стоящие перед ним проблемы схожи с теми, с которыми сталкивается сегодня Беларусь.

Удвоение ВВП Китая за 10 лет возможно при среднегодовом темпе роста экономики не менее 7% (при постоянном населении). Если эта задача будет решена, то Китай к 2020 г. должен вплотную приблизиться к США по валовому объему ВВП.

К старту новых свершений Китай подходит с замедлением, которое многие аналитики считают следствием перегрева экономики и накопившихся в ней дисбалансов. Чтобы решить эти проблемы и достичь запланированных результатов, стране необходима модернизация промышленности, активизация инновационного роста, уход от экспорта низкотехнологичной продукции. Добиться этого в условиях, замедления роста и ухудшения конъюнктуры мировых рынков весьма непросто.

По данным Всемирного банка, ВВП Китая составляет 7,298 трлн. USD, уступая лишь США (15,1 трлн.), однако по среднедушевому национальному доходу (4930 USD) страна занимает лишь 99-е место в мире, уступая не только США (14-е место, 48 450 USD), но и России (68-е место, 10 400 USD) и Беларуси (91-е место, 5830 USD). В то же время, по данным доклада Global Wealth Report, опубликованного банком Credit Suisse, на долю самых богатых 1% китайцев приходится 32% всех личных активов в стране. При этом в Китае, как и в России, насчитывается около 100 миллиардеров — в 4 раза меньше, чем в США. Теперь реальные располагаемые доходы населения должны, как и ВВП, вырасти вдвое, а средний заработок к 2030 г. — до 18 тыс. USD (в 2011 г., по официальным данным, среднедушевой доход в городах составлял 3434 USD и около 1 тыс. USD в деревне).

В числе приоритетов в докладе названо «движение к свободной конвертации юаня, более рыночным процентным ставкам и развитию многоуровневых рынков капитала». По мнению аналитиков, во внешней политике Китая следует ожидать большей жесткости в отношениях с Западом при отстаивании своих интересов. Такая позиция будет подкрепляться военной мощью.

Впрочем, главный враг находится внутри. Это разложение компартии и коррупция, которая «может стоить Китаю утраты его государственности», по словам Ху Цзиньтао. «Мы обязаны следить за тем, чтобы закон соблюдался непреложно, — заявил он. — Никому не позволено ставить себя над законом или пользоваться положением в корыстных интересах». Такая ремарка не случайна: компартию Китая то и дело сотрясают скандалы. Весной жена члена политбюро Бо Силая была приговорена к казни с двухлетней отсрочкой за убийство британского бизнесмена, причем в ходе расследования были выявлены факты масштабной коррупции. В конце октября The New York Times сообщила, что состояние семьи премьера КНР Вэнь Цзябао составляет 2,7 млрд. USD.

На XVIII съезде компартии КНР при участии около 2300 делегатов, представляющих более 82 млн. членов партии, новым генсеком избран 59-летний юрист Си Цзиньпин. Вторым человеком в государстве станет 57-летний Ли Кэцян — вице-премьер Госсовета КНР.

Перестановки в КНР готовятся загодя: в 2007 г. Си Цзиньпин был избран в политбюро партии, а на следующий год стал заместителем Ху Цзиньтао в Госсовете. Традиционно генсек КПК совмещает ключевой пост в партии с ключевыми в государстве и армии — становится председателем КНР и возглавляет центральный военный совет КПК. Высший государственный пост Си Цзиньпин по традиции займет в марте — на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей. Передача партийной власти столь же традиционно сопровождается формированием кадрового состава шестого поколения лидеров и обновлением чиновничества.

Си Цзиньпин считается представителем «партии принцев» — потомков старой партийной элиты. Его отец Си Чжунсюнь был известным политиком, соратником Мао Цздуна и сторонником реформ, пострадавшим во время культурной революции. Сам Си Цзиньпин считается сильным лидером, способным объединить разные группировки в партии — как старые кадры, так и молодежную лигу и «шанхайскую группу», которая выступает за рыночный подход к экономике. Ли Кэцян слывет сторонником экономических реформ, что продемонстрировал, став в 43 года самым молодым губернатором китайской восточной провинции Хэнань, которую он превратил в привлекательный для инвестиций регион.

По мнению западных аналитиков, два новых лидера Китая будут стремиться проводить рыночные реформы, которые уже давно обсуждаются и поддерживаются большинством населения страны. Но те, кто смог хорошо заработать на нынешних дисбалансах и эксплуатации дешевого труда, окажутся противниками перемен.

По сути, в ближайшие годы власти КНР будут вынуждены строить новую экономическую модель: чтобы продолжать расти, нужно заменить иссякающий поток зарубежных инвестиций мощным ростом внутреннего спроса, справиться с пузырем на рынке недвижимости, не мешая дальнейшей урбанизации. Если рост потребления составит 7--8%, то лишь за счет этого фактора ВВП будет увеличиваться на 3–4%. Разогнать экономику до прежних темпов роста будет сложно, поэтому роль инвестиций, причем главным образом государственных, будет велика. Экономисты полагают, что ускорить рост удастся лишь лет через 10 лет, когда потребление будет составлять 50–60% ВВП. Но сменить инвестиционную модель экономики на потребительскую в Китае пока можно лишь в самых крупных богатых городах. В остальных регионах сперва придется создать отсутствующие сейчас системы социальной защиты и здравоохранения, радикально изменить уровень жизни сотен миллионов нищих крестьян, обеспечить масштабную передачу богатства от элит к массам. Это требует времени, терпения и политической воли, которых у нового руководства КНР, похоже, достаточно.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений