Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
02.03.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Парадоксы инфляции

По данным Белстата, в январе 2010 г. инфляция снизилась до 0,8% против 1,3% в декабре 2009 г. В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) она составила 6,6%, однако говорить о победе над инфляцией преждевременно. В частности, обращает на себя...

По данным Белстата, в январе 2010 г. инфляция снизилась до 0,8% против 1,3% в декабре 2009 г. В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) она составила 6,6%, однако говорить о победе над инфляцией преждевременно. В частности, обращает на себя внимание заметный рост цен по отдельным позициям товаров и услуг. Кроме того, по-прежнему сохраняются значительные региональные различия в уровнях потребительских цен.

По сравнению с декабрем 2009 г. наибольший рост цен в составе потребительской корзины продемонстрировали: лук репчатый — 11,7%, сахар — 10,3%, капуста свежая — 6%, морковь — 5,2%, картофель — 3,6%, цитрусовые — 3,6%, свекла — 3,3%, бананы — 2,9%, яблоки — 2,5%, табачные изделия — 2,4%, бензин — 2,1%, чай — 1,8%, безалкогольные напитки — 1,7%, услуги дошкольных учреждений — 10,1% и бытовые услуги — 1,4%.

В настоящее время в состав потребительской корзины, используемой Белстатом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть индекс является агрегированным показателем инфляции, характеризующим динамику среднего уровня цен в целом по стране. Однако сегодня целесообразнее выглядит расчет отдельных индексов цен для различных социально-демографических групп населения, например, пенсионеры, низкооплачиваемые наемные работники, наемные работники с детьми, а также в региональном разрезе — в столице, в городах с численностью населения до 100 тыс. чел., в сельской местности и др.

Впрочем, значительная региональная дифференциация цен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг видна и сейчас. Так, на конец января средняя цена реализации 1 кг пшена в Минске (3084 Br) превышает среднюю цену в Могилевской области (1714 Br) сразу на 79,9%, на яблоки — 57,5%, творог — 52,2%, сметану — 37,7%, лук репчатый — 33,7%, рыбу мороженую — 32,6%, рис — 31,9%, картофель — 31,3%, капусту — 31,3%, морковь — 30,8%, хлеб — 30%, колбасу полукопченую — 23,2%, сыр твердый — 21%, говядину — 20,4%, яйца — 17%, масло животное — 15,4%, свинину — 15,1% и др. При этом стоит отметить, что в разрезе отдельных районов и городов страны ценовая ситуация еще больше различается.

На наш взгляд, в текущей ситуации в основе инфляции лежат скорее немонетарные факторы, в частности, высокий уровень монополизма и коррупции в экономике, административное регулирование цен, различные региональные барьеры, а также особый менталитет белорусских предпринимателей.

Так, заметная региональная дифференциация цен, скорее всего, связана с искусственным ограничением конкуренции со стороны местных властей, включая различные административные барьеры. Трудности с входом на региональные рынки для «чужих» позволяют отдельным компаниям использовать свое монопольное положение для получения дополнительных, далеко не всегда обоснованных доходов за счет повышения цен и тарифов. В результате в первую очередь страдает рядовой потребитель. Ведь цены повысить гораздо проще, чем эффективность производства и производительность труда. Иными словами, у монополиста, пользующегося покровительством властей, нет стимула снижать издержки и работать эффективнее. Таким образом, текущий уровень цен в целом в Беларуси выше, чем мог бы быть при существовании более интегрированного общестранового рынка и при более высокой конкуренции на региональном уровне.

Ценовая конкурентоспособность

Парадоксально, но в Беларуси рост внутренних цен сочетается с их снижением в сфере экспортно-импортных операций. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. индекс потребительских цен достиг 113%, индекс цен производителей промышленной продукции — 114,5%, индекс цен на строительно-монтажные работы — 111,4%, индекс тарифов на грузовые перевозки — 134%, индекс тарифов на услуги связи для юрлиц и ИП — 104%. В то же время средние цены экспорта товаров, напротив, снизились на 26,2%, а импорта — на 17%. Здравый смысл подсказывает, что потребительские цены в Беларуси, подобно другим странам в условиях кризиса, должны были скорее снижаться, пускай и относительно невысокими темпами. К примеру, потребительские цены в Эстонии в 2009 г. по методике «декабрь к декабрю» снизились на 1,7%, а в Латвии — на 1,2%. В Германии и Франции прирост цен составил всего лишь 0,9%, Италии — 1%, Нидерландах — 1,2%, Литве — 1,3%, США — 2,7%, Великобритании — 2,9%, Польше — 3,7%. Между тем инфляция в Казахстане в 2009 г. была 6,2%, России — 8,8%, а в Украине — 12,3%.

В Беларуси дальнейший рост цен на потребительском рынке упирается в потолок платежеспособного спроса населения в условиях стагнации реальных денежных доходов, а в производственном секторе огранивается возможным падением конкурентоспособности предприятий.

Примечательно, что в ходе недавно проведенного бизнес-форума «Россия–Беларусь–2010. Товары народного потребления: новые контракты и увеличение продаж» представители российских торговых сетей отмечали, что высокие цены на белорусские товары в значительной мере ограничивают экспортный потенциал отечественных предприятий. По словам председателя совета директоров ООО ГК «Торгсервис» (сеть «Покупайка») Александра Павлова, белорусские товары, в частности продукты питания, зачастую являются неконкурентоспособными по цене (при достаточном уровне качества). «Качество есть, но по многой продукции вы не проходите по ценам. Это касается сгущенного молока, сыров. Германия продает ниже — 165 RUB за 1 кг против ваших 190 RUB», — подчеркнул он. В складывающейся ситуации белорусским производителям, вероятно, придется снижать цены на свою продукцию и услуги, чтобы сохранить позиции хотя бы на внутреннем рынке.

С этой точки зрения совсем некстати выглядит повышение с 15 февраля цен на природный газ для юрлиц и ИП сразу на 25% без НДС. Разумеется, бенефициаром указанного повышения цен является не только Белтрансгаз, но и Газпром, которому сейчас принадлежит 50% белорусского газотранспортного предприятия. Кстати, по данным консолидированной финансовой отчетности Газпрома, в январе–сентябре 2009 г. доля российской монополии в чистой прибыли Белтрансгаза составила 589 млн. RUB, или около 19,6 млн. USD в эквиваленте.

Таким образом, для снижения инфляции и повышения конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей помимо дальнейшей либерализации ценообразования нужен ряд других рыночных реформ, направленных на создание конкурентных механизмов и стимулов, включая усиление роли антимонопольной политики.

Александр МУХА,
управляющий партнер BusinessForecast.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений