Отступают, но не сдаются©
Поскольку уникальная белорусская экономическая модель просто не может функционировать без вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования, вопросы ценового регулирования еще долго будут оставаться у нас на повестке дня. И хотя пост...Поскольку уникальная белорусская экономическая модель просто не может функционировать без вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования, вопросы ценового регулирования еще долго будут оставаться у нас на повестке дня.
И хотя постановлением Совмина от 17.01.2014 № 35, вступившим в силу с 24.01.2014 г., утверждены новые перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами (с одновременным признанием утратившими силу ранее действовавших аналогичных перечней, утв. постановлением Совмина от 14.04.2011 № 495), говорить о революции в данной сфере было бы преждевременно.
В первую очередь отметим, что перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Минздравом (по согласованию с Минэкономики), и перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Минэкономики, практически не изменились. Единственное отличие заключается в том, что если раньше Минэкономики устанавливались тарифы на медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей отсутствие противопоказаний к владению оружием, годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами, а также другие виды медицинских освидетельствований и экспертиз, проводимые по желанию граждан, то теперь такое регулирование распространяется только на медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.
Что касается «главного» перечня социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, то его сокращение с 20 до 9 позиций, конечно, радует и дает определенный повод для оптимизма. Но многие из исключенных из данного перечня групп товаров попали в «ново-старый» перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики не более 90 дней в течение одного года (был введен в нашей стране в разгар валютно-финансового кризиса и действовал с 1.06.2011 г. по 14.12.2011 г.), а это означает, что сторонники жесткого ценового регулирования на всякий случай оставили для себя лазейку, которую можно использовать в любой момент.
С 24.01.2014 г. в число социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, входят:
– хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%;
– мясо (говядина, свинина);
– мясо кур и цыплят-бройлеров;
– яйцо куриное свежее;
– молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог;
– сухие смеси и каши для детского питания;
– мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания;
– овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания;
– услуги оздоровительных лагерей.
При этом полностью отменено ценовое регулирование только на субпродукты говяжьи, свиные и куриные, а также на вареные колбасы, сосиски и сардельки.
Остальные товарные позиции (некоторые с определенными уточнениями) включены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики не более 90 дней в течение одного года. Это относится к следующим группам товаров:
– рыба свежая (семейство карповых);
– рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых);
– масло сливочное (ранее цена регулировалась только на масло коровье сливочное без наполнителей);
–- мука пшеничная;
– масло подсолнечное и рапсовое;
– сахар-песок (в постановлении № 495 речь шла о регулировании цен на сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 граммов и более, за исключением реализуемого для промышленной переработки);
–- хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок;
– сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы;
– рис белый шлифованный, крупа гречневая (ранее цена регулировалась также на пшено, манную, перловую, ячневую и овсяную крупы).
Кроме того, в тот же перечень попала и соль поваренная пищевая, цена на которую после принятия постановления Совмина от 25.10.2013 № 934 (вступило в силу с 1.11.2013 г.) уже не регулировалась.
Изменения внесены и в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Из него (уже безо всяких лазеек) исключено ценовое регулирование всех товаров для детей. Кроме того, цена не будет регламентироваться на свежие картофель, свеклу столовую и морковь столовую, откалиброванные, мытые и расфасованные в перфорированные пакеты.
Дмитрий КОРШУНОВ