Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
24.04.2015 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ - ©

Поиски дополнительных источников пополнения казны не ограничиваются в Беларуси введением сбора с «социальных иждивецев» и планами увеличения штрафов. Опубликованный на сайте Минфина проект указа «О налогообложении, взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» предусматривает расширение круга плательщиков подоходного и некоторых других налогов, объектов обложения, а также изменение ставок земельного налога и арендной платы.

государству по потребностям

Поиски дополнительных источников пополнения казны не ограничиваются в Беларуси введением сбора с «социальных иждивецев» и планами увеличения штрафов. Опубликованный на сайте Минфина проект указа «О налогообложении, взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» предусматривает расширение круга плательщиков подоходного и некоторых других налогов, объектов обложения, а также изменение ставок земельного налога и арендной платы.

Вместо резких движений, вроде повышения ставки НДС, акцизов или налога на прибыль, которые вызвали бы шумный резонанс, нормотворцы обратились к менее заметным «точечным» аспектам. Так, предлагается обложить подоходным налогом по ставке 4% доходы в виде выигрышей и (или) возвращенных несыгравших ставок, полученные физическими лицами от организаторов азартных игр — белорусских организаций. Последним придется исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы подоходного налога с таких доходов не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они выплачены (в т.ч. при расчетах через электронный кошелек). При этом льготы в виде налоговых вычетов, предусмотренные ст.ст. 164–166 Налогового кодекса (далее — НК), и освобождение от этого налога, установленные абз. 3 ч. 1 подп. 1.19 и абз. 4 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК, применить по этим доходам будет невозможно. Интересно, что согласно проекту организаторы азартных игр могут не представлять в налоговые органы сведения о выигрышах и возврате ставок иностранных граждан, как это предусмотрено п. 11 ст. 175 НК по доходам, получаемым в РБ иностранцами. О подаче таких сведений в отношении белорусов не говорится ничего. Таким образом, по сути, предлагается отменить норму подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК, согласно которой выигрыши, полученные от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством, освобождаются от подоходного налога. Это несколько ухудшит привлекательность отечественной игорной индустрии, но, поскольку ожидавшихся доходов казне она так и не принесла, такого шага следовало ожидать.

Ставкой

и коэффициентом

Согласно проекту увеличится фискальная нагрузка и для физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), имеющих в собственности два и более жилых помещения в многоквартирных и (или) в блокированных жилых домах. Для них годовая ставка налога на недвижимость составит 0,2%. Таким образом, власти не рискнули радикально менять формулу обложения недвижимости, как недавно предлагали бизнес-союзы, а пошли более простым путем. Предприниматели призывали привязать ставку налога к определенному типу недвижимости, исходя из ее рыночной стоимости и иных преимуществ. Вместо этого авторы проекта просто удвоили ставку в зависимости от количества объектов. Таким образом, нагрузка ляжет не на обладателей шикарных коттеджей и пентхаусов, а на тех, кто в силу различных обстоятельств стал собственником нескольких квартир — пусть даже весьма скромных. Такой вариант далек от социальной справедливости, зато, несомненно, поспособствует развитию вторичного рынка жилья.

Не удастся избежать увеличения налоговой нагрузки и бизнесу. В проекте предлагается установить ставку земельного налога на земельные участки для общественно-деловой зоны для размещения рынков, торговых центров, в т.ч. автомобильных парковок, автомобильных стоянок (за исключением многоуровневых автомобильных стоянок (паркингов)), обслуживающих эти объекты, в размере 3%. При этом считать земельный налог по новой ставке, скорректированной в соответствии с ч. 1 ст. 2011 НК, придется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором Указ вступает в силу. Напомним, что ч. 1 ст. 2011 НК наделяет местные Советы правом увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2,5 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Этой возможностью местные органы власти активно пользовались как в прошлом году, когда ставки можно было повышать только в 2 раза, так и в текущем. Заодно Указ от 1.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» планируется дополнить нормой, позволяющей увеличивать (уменьшать) не в 2, а в 2,5 раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков применительно к земельным участкам, предоставленным этим резидентам администрациями СЭЗ.

Надо полагать, данные нормы проекта и есть ответ на призыв деловых союзов и авторов Национальной платформы бизнеса Беларуси-2015 запретить установление повышающих коэффициентов к базовым ставкам налогов на недвижимость и на землю.

Время выручки

Усилить налоговую нагрузку можно, не меняя ставок — исключительно путем корректировки методологии. Так, согласно проекту указа организациям, применявшим в прошлом году «упрощенку» и отражавшим выручку по оплате, но ставшим в 2015 г. плательщиками налога на прибыль, налога при УСН, единого налога для производителей сельхозпродукции, предлагается включать в налоговую базу указанных налогов на дату официального опубликования указа выручку от реализации имущественных прав, поступившую полностью или частично до 1.01.2015 г., дата отражения которой не приходилась на период до этой даты для целей исчисления налога при УСН и не приходится на период после 31.12.2014 г. для целей исчисления налога на прибыль, налога при УСН, единого налога для производителей сельхозпродукции. Кроме того, организации, являвшиеся в 2014 г. плательщиками налога на прибыль и (или) налога при УСН, применяющие в 2015 г. «упрощенку» и отражающие (отражавшие) в текущем году выручку, в т.ч. от реализации медицинских услуг (при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней) и услуг в сфере образования (при сроке получения образования более 60 календарных дней), оказание которых осуществлялось до 1.01.2015 г. и дата оказания которых не приходилась на период до этой даты для целей исчисления указанных налогов и не приходится на период после 31.12.2014 г. для целей исчисления налога при УСН, включают в налоговую базу этого налога:

– на последнее число последнего месяца оказания медицинских услуг (при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней), услуг в сфере образования (при сроке получения образования более 60 календарных дней), частью которых являются указанные услуги, но не позднее 31.12.2015 г., или

– на дату официального опубликования указа — если последнее число последнего месяца оказания медицинских услуг (при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней), услуг в сфере образования (при сроке получения образования более 60 календарных дней), частью которых являются указанные услуги, приходится на период до даты официального опубликования указа.

Интересен и подп. 4.7 п. 4 проекта указа, предусматривающий зачет или возврат излишне уплаченной (взысканной) в иностранной валюте суммы налога, сбора (пошлины), пени, суммы дебиторской задолженности в размере, превышающем сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику, осуществлять в белорусских рублях в порядке, установленном НК.

Заодно проект указа пытается разрешить одну коллизию, определяя, что подлежат вычету суммы НДС, предъявленные подрядчику (фактически уплаченные) подрядчиком, применявшим положения ст. 921 НК при приобретении до 1.01.2015 г. строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых включается с 1.01.2015 г. в налоговую базу у такого подрядчика в соответствии с п. 17 ст. 98 НК. Указанные суммы НДС подлежат отражению подрядчиками с 1 января т. г. в бухгалтерском учете организаций, в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

Стабильностью казну не наполнишь

Бизнес-союзы, Ассоциация аудиторских организаций, специалисты сектора финансовой политики Института экономики НАН Беларуси неоднократно отмечали, что основным недостатком белорусского налогового законодательства является его нестабильность. Ежегодно эта оценка подтверждается появлением в середине налогового периода указов, существенно меняющих правила исчисления и уплаты налогов, причем зачастую задним числом. Это не только ухудшает условия ведения бизнеса и финансовое состояние предприятий, но и не позволяет им планировать свою деятельность на сколько-нибудь длительный период. Риски, обусловленные нестабильным законодательством, ограничивают инвестиционную активность и в повышенном размере закладываются в цены товаров и услуг. Вряд ли все это оправдывается сложной экономической ситуацией. Скорее можно предположить, что ситуация была бы попроще, если бы нормотворцы тщательнее готовили очередные поправки в НК и более серьезно оценивали их регуляторное влияние на различные аспекты хозяйственной жизни — как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

В любом случае попытки пополнения казны с помощью увеличения ставок отдельных «неосновных» налогов и госпошлины (см. «ЭГ» № 22 за 24.03.2015), введения новых сборов увеличивают фискальную нагрузку. Возможно, некоторые из этих новшеств останутся незамеченными международными экспертами и не снизят место Беларуси в рейтинге «Doing Business». Но подобные шаги неизбежно влияют на мнение отечественных и зарубежных бизнесменов о реальном состоянии делового климата в стране.

Александра АРТЕМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений