Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Факты, комментарии
22.07.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Осознанная необходимость, неприятная в ощущениях

Рост цен — одна из основных проблем, беспокоящих сегодня белорусов. После майского рывка на 13,1% и более скромной волны в июне (8,6%) инфляция не остановилась. По данным Белстата, за первую неделю июля потребительские цены выросли на 1,7%. Однако...

Рост цен — одна из основных проблем, беспокоящих сегодня белорусов. После майского рывка на 13,1% и более скромной волны в июне (8,6%) инфляция не остановилась. По данным Белстата, за первую неделю июля потребительские цены выросли на 1,7%. Однако вину за это не стоит возлагать на либерализацию цен.

Как заявил на недавнем брифинге директор Департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин, она была проведена своевременно и спасла страну от дефицита как товаров критического импорта, так и многих других видов продукции, где высок удельный вес импорта. При этом рост цен во многом связан с импортной составляющей, которая есть фактически у всех, хотя бы в виде энергоресурсов, за которые приходится рассчитываться в валюте.

Структура индекса потребительских цен за январь–июнь 2011 г. представлена на графике.

Как видно, свободно формируемые цены на товары, особенно продовольственные, дали основной прирост цен. Можно ли было этого избежать? Угроза опустошения полок, по мнению И.Фомина, существовала и в связи с диспаритетом цен на многие виды товаров по сравнению со странами-соседями. Он привел пример: «Был значительный рост цен на холодильники. Причина простая — при сложившейся девальвации диспаритет цен был такой, что предприятия или физлица начали массово вывозить в приграничных районах эти холодильники. И такой же ажиотажный спрос был на мебель, ювелирные и меховые изделия. Не повышать в этой ситуации цены было нельзя».

На ряд товаров определенные ограничения сохраняются. «Мы должны разумно и цивилизованно двигаться вперед, как это делается во всем мире, соблюдая интересы и производителя, и потребителя. Регулировать надо то, что надо регулировать. В остальном должна быть конкуренция. Я считаю, политика, которую проводит сейчас Минэкономики и правительство, должна быть взвешенной, мы должны постепенно выходить от регулирования к саморегулированию», — заявил И.Фомин. На данном этапе будут регулироваться, в частности, услуги естественных монополий, жилищно-коммунальные услуги, предметы первой необходимости, социально значимые товары. Вместе с тем Минэкономики не намерено продлевать срок «замораживания» цен, но и не будет отказываться от «точечного» их регулирования, особенно по отдельным группам социально значимых товаров, хотя оно, как заверил И.Фомин, «в любом случае будет временным».

Однако либерализация ценообразования не означает вседозволенности. Департамент ценовой политики Минэкономики в ходе контрольной (надзорной) деятельности по вопросам соблюдения ценового законодательства выявил ряд нарушений. Наиболее типичные из них:

1) завышение предельных торговых надбавок:

– на социально значимые товары — установлены постановлением Минэкономики от 28.05.2011 № 79 «О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней», а также решениями облисполкомов и Мингорисполкома;

– на товары и изделия медицинского назначения — установлены Указом Президента от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику»;

2) увеличение цен на социально значимые товары, уровень которых не должен превышать уровня цен, установленного субъектами хозяйствования, производящими и (или) реализующими данные товары, на 28.05.2011 г., перечень которых утвержден постановлением Совмина от 14.04.2011 № 495;

3) несоблюдение (занижение) предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в республике, установленных постановлением Минэкономики от 5.03.2008 № 52.

В Минэкономики напоминают, что в соответствии с ч. 1 ст. 12.4 КоАП нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин. А согласно ч. 2 ст. 12.4 КоАП нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на ИП или юрлицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений