Оптимизм от практики
Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН Ранее объявленный в стране курс на либерализацию правительством С.Сидорского выполнялся непоследовательно. Достаточно напомнить о ряде непопулярных решений по борьбе с поср...И хотя есть среди нас недовольные тем, что многие предложения не вошли в итоговый вариант Директивы, на мой взгляд, она и не должна включать в себя абсолютно все. Ее задача — обозначить направление для дальнейшего движения. Здесь мы в основном получили то, что хотели. Директива декларирует свободное ценообразование, предполагает переход на заявительный принцип регистрации бизнеса в электронной форме, что, как мне кажется, позволит стране переместиться в пятерку мировых лидеров с наиболее благоприятным режимом по созданию нового бизнеса.
Введен, наконец, прямой мораторий на применение ст. 23.17 КоАП, согласно которой за неточности в оформлении первичных учетных документов на субъектов хозяйствования могли наложить штраф в размере до 5% стоимости хозяйственной операции. Директива также содержит требование к контролирующим органам и судам все неясности законодательства трактовать в пользу предпринимателей. Задекларирован принцип гласности подготовки проектов законодательных актов в сфере экономики, а также обязательное их обсуждение с представителями делового сообщества. Мы очень рады тому, что на финальном этапе в Директиву вошла установка на расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения в части предельного годового объема выручки до 12 млрд. Br. Принципиальной также стала отмена требования об обязательной сдаче наличной выручки в банк, а для малого бизнеса — еще и по целевому использованию этих средств.
Конечно, реальное воплощение Директивы в жизнь потребует серьезной доработки национального законодательства, которое пока, к сожалению, в значительной мере носит репрессивный характер. При этом у меня есть уверенность, что все получится, и не только потому, что я по жизни оптимист. События последнего времени свидетельствуют о том, что при грамотной аргументации своих требований мы в состоянии доказать чиновникам необходимость внедрения той или иной нормы. К примеру, 8% ставки налога по УСН появились не с потолка, как и сама «упрощенка». Мы провели серьезные исследования, доказав правительству, что такая система выгодна и государству, и бизнесу. К примеру, на предприятиях Минпрома, применяющих общую систему налогообложения, налоговая нагрузка лишь немногим более 3% к выручке. Понятно, что ставка 8% по УСН способна эффективно наполнять бюджет. Аналогичным образом мы доказали необходимость освободить наличный оборот предпринимателей, поскольку тарифы на банковское обслуживание операций по зачислению наличной выручки на счет и последующему ее движению съедали до 5% выручки субъектов хозяйствования.
Полагаю, что при настроенности министра экономики Н. Снопкова на широкий диалог с деловыми кругами мы по крайней мере развернем серьезную дискуссию по поводу мероприятий, необходимых для реализации Директивы.