Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Окно в Европу рубим сертификатом

Ирина Шемшеня

У предприятий появился шанс добиться признания за рубежом белорусских протоколов испытаний и сертификатов качества. Подписаны соответствующие международные соглашения.

Продавать на экспорт станет проще, уменьшатся издержки, связанные с выходом на мировой рынок. О новых возможностях для бизнеса рассказала Ирина Шемшеня, координатор компонента Программы Международной финансовой корпорации (IFC) в сфере инфраструктуры качества.

– Минувшей осенью Беларусь при­соединилась к трем международным соглашениям о взаимном при­знании: с Европейской организацией по ак­кредитации (EA), Международной ор­ганизацией по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международным форумом по аккредитации (IAF).

Речь идет о подписании Белорусским государственным центром ак­кредитации (БГЦА) – национальным органом – соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия в таких сферах, как испытания, калибровка, сертификация продукции, систем менеджмента и персонала.

Посредством аккредитации осуществляется независимая оценка деятельности лабораторий, сертификационных органов, инспекций, их ком­петентность и беспристраст­ность.

Аккредитация проводится на соответствие тем или иным международным стандартам. Например, для лабораторий это стандарт ISO17025, для органов, сертифицирующих продукцию, – ISO17065, для инспекций – ISO17020 и т.д. Да и БГЦА в своей работе должен руководствоваться соответствующими международными стандартами и документами.

С подписанием многосторонних соглашений в сфере аккредитации сделан первый и очень важный для страны шаг в направлении признания выданных в республике протоколов испытаний и сертификатов качества на международном уровне без прохождения повторных процедур оцен­ки соответствия за рубежом.

– Почему это важно для бизнеса?

– До сих пор выход на новые рын­ки остается достаточно затратной задачей, поскольку сопряжен с преодолением множества технических барьеров. По подсчетам IFC, на повторную оценку соответствия своей продукции за рубежом белорусские экспортеры ежегодно тратят около 34 млн USD.

Эта цифра не учитывает недополученную выручку наших производителей ввиду вынужденного демпинга на продукцию и привлечения по­средников, которые оказывают услуги по сертификации продукции за рубежом.

Очевидно, что с подписанием упомянутых соглашений отечественные экспортеры получают инструмент, позволяющий доказать зарубежным контрагентам, что наша продукция безопасна и заслуживает доверия с точки зрения качества.

В свою очередь, это может способствовать снижению экспортных рас­ходов на оценку соответствия, рас­ширить продажи и получить дополнительную выручку.

Кроме того, белорусские испытательные лаборатории смогут активнее предлагать свои услуги зарубежным заказчикам. Благо стоимость некоторых испытаний в нашей республике в 3–4 раза ниже, чем в странах Западной Европы.

Следует также упомянуть о новых экспортных возможностях для медицинских лабораторий, если они пройдут аккредитацию на соответствие международному стандарту ISO15189. Активнее будет развиваться медицинский туризм из стран Евросоюза и СНГ, чему в последнее время уделяют много внимания в нашей республике.

– Как показывает опыт других стран, под­писание международных со­глашений еще не означает, что субъекты хозяйствования автоматически смогут добиться признания своих документов за рубежом.

По вашим оценкам, сколько времени потребуется, прежде чем экспортеры смогут массово пользоваться новыми возможностями?

– Действительно, международные соглашения – это только основа. В большинстве случаев признание протоколов испытаний и сертификатов качества в других странах (в Ев­росоюзе, да и в целом на «дальней дуге») требует дополнительных усилий со стороны как белорусских государственных органов управления и нацио­нальных органов по оценке соответствия, так и самих предприятий.

Всеобщими усилиями (повторюсь, в этой связке должны участвовать три стороны) предстоит еще многое сделать. По нашим оценкам, понадобится не год и не два, прежде чем производители смогут, как вы сказали, массово пользоваться новыми возможностями.

В то же время отмечу, что ожидания белорусского бизнеса уже сейчас позитивные. Как показал опрос, проведенный IFC в апреле т.г. среди 102 экспортеров, 43% респондентов рассчитывают, что подписанные соглашения о международном при­знании положительно скажутся на работе компаний в ближайшем будущем.

Были и те, кто заявил, что уже ощутил действие документов. Впрочем, одновременно расстраивает то, что на момент опроса большинство респондентов попросту ничего не знали об открывшихся возможностях.

Многое будет зависеть от расторопности органов по оценке соответствия в т.ч. испытательных лабораторий. Выступая на недавней конференции по вопросам технического регулирования, организованной IFC совместно с Госстандартом и БГЦА, представитель одного из ведущих белорусских производителей медицинского оборудования заявил, что уже в прошлом году европейские органы по сертификации готовы были признать протоколы наших испытательных лабораторий. Однако помешало качество составления документов, в т.ч. по причине недостаточного владения английским языком.

– Международные соглашения о взаимном признании не являются статичными, требуют регулярного подтверждения доверия со сто­роны зарубежных экспертов. Насколько сложны эти процедуры?

– Да, безусловно, с подписанием международных соглашений белорусская система – как национальный орган по аккредитации, так и аккредитованные субъекты – долж­на быть всегда в тонусе и доказывать свою работоспособность в соответствии с международными стандартами.

Каждой области аккредитации соответствует свой международный стандарт ISO, который, как правило, меняется раз в пять лет. Если сертификационный орган или лаборатория хотят сохранить аккредитацию, они должны подтвердить соответствие новой версии стандарта в течение двух лет с момента ее выхода.

Например, нашим аккредитованным лабораториям до конца ноября 2020 г. предстоит перейти на новую версию стандарта ISO/IEC  17025:2017 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Сего­дня в стране более 2700 таких лабораторий, и вы можете представить, какую грандиозную работу предстоит сделать им и БГЦА.

Как свидетельствует мировой опыт, важно не количество аккредитованных субъектов, а качество и соответствие их работы и услуг требованиям международных стандартов.

По мнению международных экс­пертов, которые работают в республике по приглашению IFC, количество аккредитованных субъектов в Беларуси будет снижаться.

Это объективный процесс, который, более того, можно рассматривать как позитивный. Приведу пример: если в Беларуси с населением почти в 9,5 млн человек около 3000 аккредитованных субъектов, то в Че­хии с населением 10,5 млн – около 1000, а в Словакии, где проживает около 5,5 млн человек, 550.

Очевидно, что не все белорусские лаборатории и сертификационные органы пройдут аккредитацию на соответствие обновленным международным стандартам.

Однако такие субъекты смогут и далее оказывать услуги на внутреннем рынке либо работать как производственные лаборатории в рамках своего предприятия.

Доверие со стороны международных оценщиков должен подтвердить и национальный орган по аккредитации. Уже в ноябре этого года, буквально через год после подписания международных соглашений о признании, в рамках повторной оценки БГЦА будет принимать команду Европейской организации по аккредитации в составе ведущих специалистов сферы аккредитации и оценки соответствия.

В дальнейшем оценку будут проводить раз в четыре года. Хотелось бы пожелать удачи нашему центру аккредитации, т.к. мы понимаем, что, один раз потеряв доверие, сложнее его восстанавливать.

– Чувствуете ли стремление и готовность на местах пройти предстоящие экзамены?

– Согласно плану совместных действий IFC и Госстандарта мы оказываем консультативную помощь в переходе на новые международные стандарты как национальному органу по аккредитации, так и аккредитованным субъектам. И там и там мы видим живой интерес и понимание задач.

Например, минувшей весной IFC с участием зарубежных экспертов организовала серию тренингов для работников государственных и част­ных лабораторий по обновленному стандарту ISO/IEC 17025:2017. Планировали четыре, но ввиду повышенного интереса провели шесть.

На каждом мероприятии присутствовали порядка ста представителей лабораторий. Отрадно, что многие из них понимают: от перехода на новые международные стандарты напрямую зависит их бизнес.

Это касается как отдельных субъектов, так и специалистов, которые при определенном уровне знаний и квалификации будут востребованы на рынке.

– Чем ак­кредитация отличается от клас­сического государст­венного конт­роля?

– Повсеместно в мире увеличивается объем добровольного технического регулирования, тогда как государственные органы оставляют за собой право применять обязательное техническое регулирование в сферах, критически важных для безопасности жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды.

Такая трансформация подчинена здравой экономической логике. Количество субъектов хозяйствования увеличивается, усложняются технологии, соответственно, контроль за вопросами качества и безопасности требует все больших ресурсов, тогда как правительства нацелены на оптимизацию госрасходов.

С другой стороны, важно создание условий для развития бизнеса и поощрение предпринимательской инициативы. При аккредитации соответствие стандартам проверяют не государственные контролеры или чиновники, а независимые третьи лица – эксперты в сфере аккредитации и технические эксперты, которые имеют на это соответствующие компетенции и обладают должными профессиональными и техническими знаниями.

Аккредитация (от лат. accredo – доверять) – процедура официального подтверждения соответствия субъекта установленным критериям и показателям. Если ты прошел эту процедуру, ты заслуживаешь доверия.

Хочу подчеркнуть, что аккредитация носит добровольный характер, и лишь в некоторых сферах и видах деятельности государства используют обязательную аккредитацию на соответствие тому или иному международному стандарту ISO. Таким образом, аккредитоваться или нет по международному стандарту, в большинстве случаев выбор самого субъекта.

– Не испугаются ли наши чиновники того, что кто-то хочет выполнять их функции, и не попытаются ли они блокировать рас­пространение аккредитации в тех или иных отраслях?

– Большинство чиновников адек­ватно воспринимает необходимость перехода на международные стан­дарты в вопросах технического регулирования. К тому же аккредитация ни у кого работу не забирает.

Например, возьмем инспекции. Не должен чиновник персонально отвечать за безопасность на том или ином объекте. В то же время для вынесения решения в отношении проверяемого субъекта он может вос­пользоваться экспертным мнением аккредитованного и независимого инспекционного органа.

В республике уже ведется работа по аккредитации инспекционных органов на соответствие международному стандарту ISO 17020. Речь идет о государственных и частных инспекциях, которые занимаются строительным надзором, промышленной безопасностью и техосмотром транспортных средств.

Аккредитация предлагает иные механизмы распределения рисков и ответственности. Кроме того, обес­печиваются унификация и единообразие действий и процедур, понятных и комфортных как для местного бизнеса, так и для международных инвесторов.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений