Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
22.06.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Общество анонимных оптимистов©

По итогам первого исследования индекса делового оптимизма (ИДО) в Беларуси данный интегрированный показатель деловой среды получил положительное значение 0,14. По оценке его создателей, такой результат можно охарактеризовать как «умеренный ск...

По итогам первого исследования индекса делового оптимизма (ИДО) в Беларуси данный интегрированный показатель деловой среды получил положительное значение 0,14. По оценке его создателей, такой результат можно охарактеризовать как «умеренный скептицизм, стратегия выживания».

Малый и средний бизнес не на подъеме, но черная полоса неудач и разочарований для большинства субъектов хозяйствования находится на безопасном расстоянии, отмечается в пресс-релизе исследования. В отдельных секторах и на сегментах рынка наблюдается рост новых заказов, устойчив уровень физического объема производства и продаж. Вместе с тем бизнес редко рассматривает планы расширения и выхода на новые рынки. Доминирует стратегия выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточать работу с клиентами.

ИДО построен на опросе 506 человек — индивидуальных предпринимателей и руководителей предприятий разных размеров. Выборка разбита по регионам и отраслям пропорционально статистическим данным по численности зарегистрированных ИП и организаций. В итоге наибольшая доля анкет была собрана в Минске (31,2%) и Минской области (15,4%), на остальные области пришлось от 10,1% до 11,9% ответов. В отраслевом разрезе представители торговли получили 35,2% анкет, сферы услуг — 26,9%, промышленности — 20%, строительства — 11,3%, транспорта и связи — 8,3%.

На вопрос, как, по вашему мнению, за последние полгода изменилось состояние белорусской экономики, процентное соотношение между ответами «несколько улучшилось» (22,3%), «не изменилось» (25,5%) и «несколько ухудшилось» (23,7%) оказалось примерно равным. Однако доля тех, кто полагает, что состояние значительно ухудшилось (21,7%), было ощутимо больше тех, кто видит значительное улучшение (1,8%). Любопытно, что оценка состояния собственного бизнеса у респондентов оказалась более позитивной: значительно ухудшилось (13,2%), несколько ухудшилось (30%), не изменилось (27,3%), несколько улучшилось (25,9%), значительно улучшилось (3,6%).

Еще более оптимистично выглядят ответы в части ожиданий на предстоящие полгода. В целом по экономике значительного ухудшения ждут 11,7% респондентов, некоторого ухудшения 24,5%, неизменных условий 28,3%, некоторого улучшения 21,3%, значительного улучшения 1,4%. К значительному ухудшению состояния своего бизнеса готовятся 4,2% опрошенных, к некоторому ухудшению 13,8%, неизменности 28,3%, некоторому улучшению 38,7%, значительному улучшению 5,3%. Наибольшее количество положительных ответов собрали прогнозы по росту выручки (его ожидают 44,9% опрошенных), новых заказов (42,9%) и производства (38,9%).

Возможная разбежка в конечном значении ИДО составляет от -1 до +1, и текущий показатель свидетельствует о некотором преобладании положительных настроений. Правда, как отметили в ходе пресс-конференции члены экспертного совета по измерению индекса, оптимизм в основном задан предприятиями торговли и сферы услуг. Именно они составили основной костяк опрошенных при том, что их показатели улучшаются на фоне текущего стимулирования правительством внутреннего спроса. Не столь радужными были ответы представителей промышленности и строительства, продолжающих испытывать последствия кризиса 2011 г.

По словам члена экспертного совета, директора Центра социологических и политических исследований БГУ Давида Ротмана, при определении методологии расчета ИДО авторы исследования решили не копировать западный подход, сосредоточенный преимущественно на оценке перспектив, и добавили также оценку прошедшего периода (6 месяцев). В то же время Д.Ротман заверил, что работа по определению белорусского ИДО проведена на хорошем уровне с соблюдением всех правил сбора социологической информации. Достоверность данных гарантирована формой опроса — интервью «лицом к лицу» по месту работы предпринимателей.

Такая форма анкетирования позволила выявить еще одну интересную деталь — страх бизнесменов «засветиться» со своим мнением в каких-либо исследованиях. «Для некоторых предложение участвовать в опросе прозвучало, как гром среди ясного неба, мы видели непонимание целей и задач нашей работы, был и откровенный испуг с вопросом: «А как вы меня нашли?», — поделился впечатлениями один из инициаторов исследования, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. Параллельно выяснилось, что не знают многие предприниматели ни о существовании региональных бизнес-ассоциаций, силами которых проводился опрос, ни о Национальной платформе бизнеса, вроде бы не первый год обсуждаемой с предпринимателями и призванной отстаивать их интересы.

Отличительной чертой исследования стало то, что оно проводилось исключительно среди представителей частного бизнеса. А потому индекс отражает только его настроения. В будущем измерение планируется проводить каждые полгода (следующее — в сентябре), а полученный динамический ряд ИДО использовать в качестве дополнительного аргумента в диалоге с властью для улучшения деловой среды в стране.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений