Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Объединения нанимателей получат правовой статус

Фото: klin.msr.mosreg.ru

В Палату представителей внесен проект закона «Об объединениях нанимателей», направленный на регулирование их деятельности как одного из ключевых участников системы социального партнерства в Беларуси.

Прокомментировать этот документ «ЭГ» попросила нашего постоянного автора, заслуженного юриста Беларуси
Валерия ФАДЕЕВА.

Это не первая попытка сформировать правовое поле для деятельности объединений нанимателей.

Первый законопроект появился еще в 1997 г. и успешно прошел два чтения в Палате представителей. Но после принятия новых Трудового и Гражданского кодексов документ отложили – он расходился с кодексами по некоторым концептуальным положениям. Второй вариант проекта с таким же названием, поддержанный в 2004–2005 гг. депутатами в двух чтениях, повторил судьбу своего предшественника.

В итоге бизнес-сообщество более 25 лет не устает напоминать, что отсутствие законодательно закрепленного статуса не позволяет нанимателям в отличие от других сторон социального партнерства в полной мере реализовать свои задачи. И при этом ссылается на опыт промышленно развитых стран, где налаженное социальное партнерство помогает разрешать конфликтные ситуации путем переговоров и консультаций, а значит, и учета взаимных интересов.

Напомню, что в настоящее время в Беларуси действует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, положение о котором утверждено Указом от 05.05.1999 № 252. Статус двух сторон социального партнерства, как уже отмечалось выше, законодательно урегулирован, ведь и у Совета Министров, и у профессиональных союзов есть свои законы. А объединения нанимателей, так же как и предпринимательские, вынуждены руководствоваться либо общими нормами ГК об ассоциациях (союзах), либо Законом об общественных объединениях.

Из-за этого на практике нередко возникают вопросы в отношении представительства объединений нанимателей.

Поможет ли новый закон в случае его принятия изменить ситуацию?

В ст. 5 проекта в числе основных задач объединений нанимателей названы:

– взаимодействие с госорганами, а также с профессиональными союзами и иными представительными органами работников, уполномоченными представлять их интересы в системе социального партнерства;

– участие в формировании и реализации социально-трудовой и экономической политики государства;

– ведение коллективных переговоров по заключению или изменению генерального, тарифных и местных соглашений и обеспечение исполнения своих обязательств по этим соглашениям;

– оказание консультативной помощи нанимателям и объединениям нанимателей в предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров.

Таким образом, именно участие в социальном партнерстве будет основной задачей объединений нанимателей.

В ст. 2 законопроекта также оговаривается, что объединение нанимателей является некоммерческой организацией, созданной в форме ассоциации (союза), т.е. их организационно-правовая форма не меняется. В то же время довольно четко определяются функции, права и обязанности этих образований.

Отмечу, что законопроект не страдает излишней детализацией и не загоняет объединения нанимателей в жесткие рамки, чего опасалось бизнес-сообщество. Так, согласно ст. 6 они самостоятельно разрабатывают свои уставы, избирают органы управления и организуют свою деятельность; в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать как с белорусскими, так и зарубежными объединениями нанимателей, ассоциациями (союзами) и общественными объединениями, а также с аналогичными международными организациями нанимателей (работодателей), имеют право вступать в них.

В ст. 14 проекта указаны сведения, которые должны быть отражены в уставе объединения, – следует признать, что это минимальный набор, не ограничивающий их права. А согласно ст. 13 структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения нанимателей, порядок принятия ими решений определяются уставом.

Объединения нанимателей должны быть включены в реестр (его формирование и ведение возложено на Минтруда и соцзащиты), что вполне логично, учитывая статус и задачи этих формирований.

Вместе с тем есть норма, которая может вызвать определенные вопросы при ее применении. Согласно ст. 15 проекта решение о включении некоммерческой организации в реестр принимается на основании оценки соответствия ее устава, состава ее членов положениям Закона «Об объединениях нанимателей». Как показывает практика, при большом желании всегда можно придраться к каким-то позициям устава. Ведь сегодня, к примеру, содержание учредительных документов хозяйственных обществ и предприятий такой проверке не подвергается. Они подтверждают, что все соответствует закону, и несут ответственность в случае, если это не так.

Почему же в данном случае выбран другой подход?

Конечно, отказ о включении в реестр можно обжаловать в судебном порядке, но, думаю, сделать это будет непросто.

Весьма широкими можно назвать и права, предоставляемые для объединений нанимателей. Так, они имеют право осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей и задач, беспрепятственно получать и распространять имеющую к ним отношение информацию, принимать участие в реализации мер по содействию занятости населения, развитию профессионально-технического образования, разработке проектов профессиональных стандартов. При этом перечень не исчерпывающий, т.к. имеется фраза «иные права, преду­смотренные законодательством и уставом объединения нанимателей». Другое дело, насколько можно будет эти права реализовать на практике, например, о беспрепятственном получении информации.

Среди обязанностей особо следует отметить такие, как предоставление своим членам информации о заключенных объединением нанимателей соглашениях; предоставление профессиональным союзам, госорганам сведений, необходимых для ведения коллективных переговоров и относящихся к компетенции объединения нанимателей; осуществление контроля за выполнением заключенных объединением нанимателей соглашений; отчет перед своими членами о деятельности в порядке, предусмотренном уставом. В принципе это предполагает широкую открытость и гласность работы, а также их подконтрольность своим членам.

Отдельно остановлюсь на ст. 11, которая предусматривает, что при заключении генерального соглашения сторону нанимателей представляет Конфедерация нанимателей РБ, а в случае ее отсутствия представительство стороны нанимателей определяется по соглашению между республиканскими объединениями нанимателей. При недостижении согласия правом на подписание генсоглашения наделяется наиболее представительное республиканское объединение нанимателей по численности работников, работающих у нанимателей, входящих в состав объединения.

Насколько мне известно, эта норма при обсуждении проекта вызвала определенные вопросы у бизнес-­союзов, т.к. они полагали, что в данном случае налицо не добровольность, а понуждение к вступлению в Конфедерацию.

В целом же законопроект подготовлен на хорошем уровне. Думаю, на качестве и полноте этого документа сказалось и то, что при его разработке учитывались мнение и предложения представителей бизнес-объединений.

Каким будет закон «Об объединениях нанимателей», покажет процесс его прохождения через обе палаты Национального собрания. Ведь понятно, что некоторые его статьи еще могут корректироваться при подготовке к рассмотрению в первом и втором чтениях в Палате представителей. Будем надеяться, что о таких изменениях депутатский корпус будет своевременно информировать представителей корпоративных союзов.

И, конечно же, после принятия и вступления закона в силу многое будет зависеть от правоприменительной практики.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by