Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
06.09.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужно дать свободу предпринимательству!

В парламент направлены замечания к проекту закона о поддержке предпринимательства
В парламент направлены замечания к проекту закона о поддержке предпринимательства

Законодательно закрепить право предпринимателей свободно выбирать сферу деятельности, определять формы, системы и размеры оплаты труда, свободно устанавливать цены на свою продукцию, распоряжаться чистой прибылью и валютной выручкой по собственному усмотрению - предлагается в замечаниях и предложениях к проекту закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства", подготовленных рабочей группой при Белорусском союзе предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского и направленных в парламент на прошлой неделе.

Направленный правительством в начале лета в парламент законопроект "носит общий характер, не содержит конкретных мер поддержки предпринимательства с учетом решения актуальных задач социально-экономического развития страны. Предложения БСПН должны улучшить законопроект как раз в части конкретизации",- рассказал "Экономической газете" руководитель рабочей группы, председатель правления БСПН Георгий Бадей.

По его словам, рабочая группа предлагает дополнить законопроект 17 новыми статьями. "Участники "круглых столов" в областях, с которыми обсуждали законопроект члены рабочей группы, обратили внимание на важность такой задачи, как содействие занятости в сельских районах, - рассказывает Георгий Бадей. - Значимость этого возрастает в связи с реализацией программы возрождения села, поэтому мы и предлагаем дополнить главу I статьями "Субъекты семейного предпринимательства" и "Субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве". К субъектам семейного предпринимательства предлагается относить ИП, если у него работают близкие родственники, и микроорганизации, если их учредители также состоят в близком родстве. Этой категории предпринимателей авторы предложений предлагают предоставить право привлекать более трех работников из числа близких родственников, упрощенные условия кредитования.

Одним из слабых мест представленного правительством проекта закона является недостаточно четко сформулированные гарантии защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства, считает Георгий Бадей. В связи с этим рабочая группа предлагает выделить эти вопросы в одну главу из 8 статей. В них предлагается прописать особые условия "разрешительных и других процедур" (упрощенная система государственной регистрации, получения лицензий, сертификации и гигиенической регистрации); закрепить право этой категории субъектов хозяйствования иметь лимиты на размещение государственного заказа. Защитить малый бизнес от самоуправства чиновников, "прописав" в законе ответственность госорганов и должностных лиц за действия, которые делают невозможной предпринимательскую деятельность, ограничивают ее объем и сферу распространения. При этом запреты госорганов, не основанные на законе, "являются    недействительными и не должны исполняться", значится в предложениях. Статья "Пределы правового регулирования предпринимательской деятельности" предлагает запретить государственным органам издавать нормативно-правовые акты, которые устанавливают привилегированное положение субъектов хозяйствования государственной формы собственности по сравнению с "частниками".

К мерам поддержки наряду с имущественной, информационной, кредитной предлагается отнести "совершенствование правовых условий предпринимательской деятельности:, сокращения возможностей административного вмешательства в хозяйственную деятельность и обусловленной таким вмешательством необходимости контроля". 

БСПН предлагает конкретизировать статью законопроекта об имущественной поддержке. В частности, четко прописать там, что помещения и имущество, не используемые более трех лет, могут быть переданы предпринимателям "для реализации инвестпроектов с правом последующей передачи в собственность". По мнению авторов предложений, стоит разрешить нескольким предпринимателям солидарно покупать у государства на аукционах и по конкурсу имущество; реализовывать его в рассрочку без индексации неоплаченной части; предложить упрощенный порядок приватизации имущества (вне конкурса) его арендатору; применять понижающий коэффициент к ставкам арендной платы.

Существенной поддержкой для малого бизнеса являются особые (единый налог и упрощенная система) режимы налогообложения. В дополнение к ним предлагается освободить малые и средние предприятия, использующие общепринятую систему налогообложения, от уплаты сборов в государственные целевые бюджетные фонды (кроме ФСЗН), а также разрешить им уплачивать налог на прибыль ежеквартально. Малые предприятия, считают эксперты БСПН, могут быть освобождены еще и от  местных налогов и сборов.

Понятия "малый" и "средний" в отношении предприятий  БСПН также предлагает несколько откорректировать. Напомним, что в законопроекте к малым предлагается относить ИП, микроорганизации (с численностью работников не более 10 человек) и собственно малые организации (11-50 человек). К средним - те предприятия, в которых в течение года работало в среднем 51-250 человек.

- Исследование критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства, проведенные по ряду европейских стран и стран с переходной экономикой, а также анкетные опросы отечественных предпринимателей, проведенные в ходе подготовки предложений к проекту закона, показывают, что заложенные в ст. 3 параметры для субъектов микро- и  малых организаций не оптимальны, - считает Георгий Бадей. - Учитывая предложения по использованию упрощенной системы налогообложения, действующее законодательство по критериям малого предпринимательства (Указ Президента №262, 1996г.), предлагаем принять численность работников для микроорганизаций - 25человек и малых организаций - до 100 человек. Кроме того, опыт показывает, что одного критерия в данном случае недостаточно. Показатель "численность работников" отражает только потенциальные возможности субъекта с точки зрения качества организации менеджмента, в то время как их реализацию, значимость и конкурентоспособность предприятия отражает объем годового оборота. Для отечественного предпринимательства в связи с отсутствием прогрессивных управленческих технологий, применением устаревших систем организации не только основного, но также вспомогательного и обслуживающего производств, порог численности для перехода в новое качество менеджмента находится на уровне, превышающем среднеевропейский на 80-90%. Это подтверждается также тем, что если в странах ЕС субъект малого бизнеса в среднем занимает работой 4 человек, то в Беларуси - 11-12 человек. В связи с этим мы предлагаем дополнить критерии  отнесения субъектов предпринимательства показателем объема валовой выручки. Для микроорганизаций - не более 500 тыс. EUR, для малых - от 500 до 2 млн. EUR,  для средних - не более 7,5млн. EUR в год.

По информации Георгия Бадея, в комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству парламента для работы над законопроектом и в том числе рассмотрения  вышеизложенных предложений будет создана рабочая группа, в которую будут также включены члены рабочей группы БСПН.  Эксперты этой организации рассчитывают, что большая часть их замечаний и предложений будет учтена. 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений